Недельная глава Ваэра | Что по-настоящему мешало народу услышать Моше? – Vaikra.com
Рав Хаим Дов Бриск

Рав Хаим Дов Бриск – главный раввин выходцев из стран СНГ в г. Петах Тиква. Преподаватель Талмуда и галахи, признанный «посек галаха», автор нескольких тысяч галахических респонсов.

Родился в 1980 г. в Луганске. В период учебы в школе начал изучать иврит и иудаизм, стал активным участником организации "Эзра".
С 1995 г. в Израие, учился в иешива-тихонит "Кфар hа-Роэ", далее в ешиват-hесдер «hАр Эцион» в поселении Алон Швут (у рава Арона Лихтенштейна (зятя и ученика рава Йосефа Дова Соловейчика) и рава Йеуды Амиталя (зять и ученик рава Мельцера, а так же ученик рава Харлапа)), параллельно со службой в армии. Далее продолжал учебу в ешиве параллельно с академическим образованием в педагогическом колледже им. Яакова Герцога на факультетах Талмуда, Еврейской философии, педагогики и психологии. С переездом в город Петах Тиква в 2010, наряду с раввинской должностью продолжил учиться в колель "Рацон Йеуда" и стал там же преподавателем алахи.
В 2002 г. получил первую смиху раввина, будучи армейским раввином. В 2005 получил смиху от рава Зальмана Нехемьи Гольдберга, а годом позже от рава Гидона Перела раввина и главы раввинатского суда Гуш Эцион, а так же от глав ешивы "Ар Эцион" и других крупных раввинов. В 2007 получил смиху от главного раввината Израиля , в 2011 г. смиху даяна (раввинского судьи) по вопросам гиюра.
2007 – преподаватель алахи в бейт мидраш "Шилоах" при ешиве "аКотель" в Старом городе в Иерусалиме. В это же время преподаватель в ульпан гиюр организации "Маханаим" и преподаватель алахи в общинном бейт мидраше в городе Эфрат
В 2008 – начальник отдела гиюра в организации "Таир" и начальник 11 ульпанов для прохождения гиюра.
В 2009-2010 г. раввин квартала Гиват hа-Хиш в поселении Алон Швут. В это же время глава и преподаватель программы изучения алахи в ешиве "Ар Эцион", наряду с продолжением учебы в самой ешиве в высшем колеле Талмуда в аспектах Кодашин и Таарот
С 2010 г. в Петах Тикве, Главный раввин выходцев из стран СНГ, раввин «общины "Шевет Ахим" и глава Центра еврейского самосознания "Орот hа-Тиква". (2010- 2011 преподаватель в бейт-мидраш иешивы «Ле-Мерхав», а так же преподаватель алахи в колеле "Рацон Йеhуда». Оставил эту деятельность из-за нехватки времени).

Делает уроки по разнообразным тематикам, таким как еврейские традиции, Танах, Алаха, Еврейская философия, еврейская свадьба, хупа, лекции по иудаизму, Недельная глава, еврейская община, раббанут, раввинатские суды, гиюр и другое.

Недельная глава Ваэра | Что по-настоящему мешало народу услышать Моше?

Шалом, дорогие друзья! Наша недельная глава Ваэра начинается с того, что Моше рабейну рассказывает народу Израиля об избавлении, которое их ожидает, произнося пять изречений геулы. Как на это реагирует народ Израиля?

«И говорил Моше сынам Израилевым, но они не послушали Моше, по малодушию и от тяжкой работы…»

Что здесь произошло?
Стих объясняет нам, что люди не послушали Моше из-за малодушия и из-за тяжелой работы. Интересно, что когда мы читаем о том, что произошло перед этим, когда Моше вместе с Аароном пришел и начал рассказывать евреям, что их ждет избавление, народ отреагировал абсолютно по-другому. В прошлой недельной главе мы читаем:

«Пересказал Аарон все слова, которые говорил Г-сподь, и сделал Моше знамение перед глазами народа; и поверил народ, и услышали, что вспомнил Г-сподь о сынах Израилевых и увидел страдания их, и преклонились они, и поклонились».

Отсюда мы видим, что сначала, когда Моше сообщил людям о выходе из Египта, народ обрадовался. Почему же все переворачивается и народ Израиля вдруг не готов слушать Моше и Аарона?

Есть интересный ответ, который нам дает Рамбан (раби Моше бен Нахман): он, скажем так, пытается защитить народ Израиля. Он объясняет, что над евреями стояли надсмотрщики — из-за того, что фараон наложил на них еще больше работы, и когда они слышали, что Моше и Аарон о чем-то им говорили, они на секунду отвлекались от работы, но надсмотрщики тут же давали им плетью, и дальше они уже слушать не могли.

Человек, который из-за боли и страданий не открыт и не готов слышать другого, готов делать все, что угодно ради того, чтобы это страдание прекратилось. Поэтому лучше он не послушает, а будет продолжать работу. Так видит Рамбан.
Получается, что евреи слышали только отголоски того, что говорили Моше и Аарон, а затем получали удары плетью, и остальные слова уже проходили мимо них.

Интересно, что об этом говорит Мехильта. Мехильта приводит слова Раби Йеуды бен Батира, который дает несколько другую причину того, почему народ Израиля не послушал Моше и Аарона во второй раз, когда они говорили о выходе из Египта.

Раби Йеуда бен Батира говорил: они не слышали Моше рабейну из-за малодущия и из-за тяжелой работы. Что имеется в виду? Есть ли у тебя человек, который получает хорошую новость и не радуется? Например, у раба родился сын, и его господин его освобождает, а он не радуется? Как такое может быть?
Мехильта задает вопрос: а почему тогда говорил Моше, и не слушали его? Раби Йеуда отвечает: ибо было тядело в их глазах отойти от идолопоклонства.

Исходя из слов раби Йеуды бен Батира, народ Израиля не хотел слушать Моше рабейну! То есть, если по мнению Рамбана, народ слушать не мог — евреям было тяжело, их избивали, то по мнению Мехильты причина была именно в отсуствии желания слушать.

Мы можем задать вопрос: что плохого в объяснении Рамбана? Почему раби Йеуда должен был не самым лестным образом отзываться о народе Израиля, акцентируя внимание на том, что он не мог избавиться от идолопоклонства?

Чтобы узнать ответ, досмотрите видео до конца!

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Хаим Дов Бриск

Рав Хаим Дов Бриск – главный раввин выходцев из стран СНГ в г. Петах Тиква. Преподаватель Талмуда и галахи, признанный «посек галаха», автор нескольких тысяч галахических респонсов.

Родился в 1980 г. в Луганске. В период учебы в школе начал изучать иврит и иудаизм, стал активным участником организации "Эзра".
С 1995 г. в Израие, учился в иешива-тихонит "Кфар hа-Роэ", далее в ешиват-hесдер «hАр Эцион» в поселении Алон Швут (у рава Арона Лихтенштейна (зятя и ученика рава Йосефа Дова Соловейчика) и рава Йеуды Амиталя (зять и ученик рава Мельцера, а так же ученик рава Харлапа)), параллельно со службой в армии. Далее продолжал учебу в ешиве параллельно с академическим образованием в педагогическом колледже им. Яакова Герцога на факультетах Талмуда, Еврейской философии, педагогики и психологии. С переездом в город Петах Тиква в 2010, наряду с раввинской должностью продолжил учиться в колель "Рацон Йеуда" и стал там же преподавателем алахи.
В 2002 г. получил первую смиху раввина, будучи армейским раввином. В 2005 получил смиху от рава Зальмана Нехемьи Гольдберга, а годом позже от рава Гидона Перела раввина и главы раввинатского суда Гуш Эцион, а так же от глав ешивы "Ар Эцион" и других крупных раввинов. В 2007 получил смиху от главного раввината Израиля , в 2011 г. смиху даяна (раввинского судьи) по вопросам гиюра.
2007 – преподаватель алахи в бейт мидраш "Шилоах" при ешиве "аКотель" в Старом городе в Иерусалиме. В это же время преподаватель в ульпан гиюр организации "Маханаим" и преподаватель алахи в общинном бейт мидраше в городе Эфрат
В 2008 – начальник отдела гиюра в организации "Таир" и начальник 11 ульпанов для прохождения гиюра.
В 2009-2010 г. раввин квартала Гиват hа-Хиш в поселении Алон Швут. В это же время глава и преподаватель программы изучения алахи в ешиве "Ар Эцион", наряду с продолжением учебы в самой ешиве в высшем колеле Талмуда в аспектах Кодашин и Таарот
С 2010 г. в Петах Тикве, Главный раввин выходцев из стран СНГ, раввин «общины "Шевет Ахим" и глава Центра еврейского самосознания "Орот hа-Тиква". (2010- 2011 преподаватель в бейт-мидраш иешивы «Ле-Мерхав», а так же преподаватель алахи в колеле "Рацон Йеhуда». Оставил эту деятельность из-за нехватки времени).

Делает уроки по разнообразным тематикам, таким как еврейские традиции, Танах, Алаха, Еврейская философия, еврейская свадьба, хупа, лекции по иудаизму, Недельная глава, еврейская община, раббанут, раввинатские суды, гиюр и другое.