Поделиться

Тора: Свежий взгляд | Живая недельная глава. Ваишлах

«И послал Яаков послов перед собой к Эсаву, своему брату, в землю Сэир, поле Эдома» (Берешит 30, 4)

«И послал Яаков послов» Яаков послал к Эсаву, с пятью намерениями:

1. Осведомиться — забылся ли гнев Эсава.
2. Получить сведения о положении Эсава — насколько он влиятелен.
3. Разведать — обладает ли Эсав орудиями для боя.
4. Проверить — измениться ли отношение Эсава после получения подарков.
5. Убедить Эсава в своих мирных намерениях. (Мидраш Биур)

«И послал» Мудрецы поспорили о материальном происхождении этих послов. Одни считали, что послы — обыкновенные люди. Другие понимали слово «послы» (малахим) как ангелы.

В этом споре обе стороны правы. В вещественном мире — были отправлены реальные посыльные, в духовном же — заслуги Яакова встали напротив его ошибок, где ангелы олицетворяют добрые поступки человека
(Шла аКадош)

«Послов перед собой» И хотя Всевышний обещал Яакову, что с ним ничего страшного не произойдет, Яаков не полагался на свою праведность и продолжал делать все зависящее от него.

В этой истории Яаков показывает нам, как вести себя с потомками Эсава — не только полагаться на свои заслуги перед Всевышним, а еще и подкупать их подарками, молиться и быть готовым к бою.
(Пируш аТур)

«К Эсаву, брату своему» Из-за непростой ситуации с Эсавом, Яакову понадобилось посылать послов к Эсаву и задабривать того подарками, хотя они и были братьями.

Мудрецы видели в этой истории — руководство для тех, у кого возникают конфликты с представителями других народов. Чтобы каждый, кому надо расположить к себе правителя страны или наделенного властью человека, но он не знает, как этого добиться — повторит эту главу и узнает как выстраивать линию поведения.
(Леках Тов)

«И повелел им сказать — так говорите господину моему — Эсаву, и так сказал твой раб Яаков: я жил с Лаваном и задержался до этой поры» (Берешит 30, 5)

«И повелел им сказать… господину моему» Оказывается, Яаков хотел обучить нас правилу: если на тебя идет волна, а ты упрямо стоишь во весь рост — она тебя смоет, если же ты склоняешься — она пройдет дальше. И поэтому Яаков велел от своего имени называть Эсава господином.
(Леках Тов)

«Господину моему — Эсаву» Однажды раби Йеуда аНаси решил написать письмо римскому императору. Раби повелел написать приветствие на усмотрение писаря— как Раби адресует письмо императору.
Писарь записал «От меня, Йеуды аНаси, господину моему, императору».
Раби, прочитав это, порвал письмо и начал дословно диктовать содержимое приветствия «От раба твоего, Йеуды, господину моему императору».
Писарь воскликнул: как Раби может так пренебрегать своим почетом!
Раби Йеуда ответил ему: а чем я лучше прадедушки Яакова, который назвал себя «раб твой Яаков»!
(Мидраш Раба)

«Так говорите господину моему Эсаву» По одной версии Яаков не называл Эсава перед своими послами «господином», а только повелел им так передать ему.
По другой версии, Яаков назвал Эсава перед послами господином, чтобы они уважительно относились к последнему даже без его присутствия. Яаков был младшим братом и надо было уважительно относиться к старшему, почти как к отцу. Еще Яаков хотел дать почувствовать Эсаву, как будто бы продажи первородства не было, и этим сгладить обиду Эсава.
(Пируш аТур)

«С Лаваном жил» И не стал Яаков важным и почитаемым.(Раши) Обычно разбогатевший человек становится властолюбивым и требует к себе почета, а Яаков свидетельствует о себе — несмотря на то, что я обладаю состоянием: быками, ослами, рабами…, это не испортило меня.
(Маор Вашемеш)

«И появились у меня: быки, ослы, стада, рабы и рабыни, и посылаю я (подарки) к господину, найти милость в твоих глазах» (Берешит 30, 6)

«И появились у меня быки и ослы» Яаков хотел этим сказать, что он не витает в облаках. Хотя он сидел немало времени в ешиве Шема, Яаков твердо стоял на ногах, обладая и управляя своим состоянием.

Одни мудрецы считают, что Яаков хотел этим подчеркнуть,что как он сумел выжить, так же умеет вести бой и постоять за себя, чтобы Эсаву не было повадно нападать.

Другие мудрецы объясняют таким образом: брат может пренебрегать другим братом, если тот бедный. Эсав тоже мог смотреть на брата, как на бедного и несостоявшегося. Своим же заявлением о статусе, Яаков хотел исключить плохое отношение брата.
(Пируш аТур)

«Быки и коровы…» Напрашивается вопрос — неужто быки и коровы были единственным имуществом Яакова?

Можно обнаружить все остальное имущество в перечислении подарков Эсаву. Объясняется это тем, что праведники ограничивают себя в излишествах и довольствуются немногим имеющимся у них, злодеям же всегда чего-то не хватает. Прослеживается это и в высказываниях в отношении имущества:

Яаков (33, 11) стоит на своем и хочет чтобы Эсав принял его подарки, аргументируя, что у него есть всё.
Эсав (33, 9) вначале отнекивается от подарков, говоря что у него большое достояние, но потом радостно соглашается. Злодеи, даже когда у них имущества больше чем в достатке — не отказываются от возможности нажиться. Про таких говорят: богатеют, а (будто) ничего не имеют.
(Мидраш Танхума)

«И появились у меня быки и коровы, стада, рабы и рабыни» Яаков предположил, что Эсав еще может вернуться на правильный путь. Видя успех Яакова в материальном, Эсав поймет провидение Всевышнего, который не оставляет надеющихся на него.
(Мидраш Раба)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com