Поделиться

Недельная глава Ваеце | Царство Израиля, вера и сомнения Яакова

В нашей недельной главе мы читаем о сне Яакова, как сказано:

«И снилось ему: Вот лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба, и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней».

По поводу этого стиха мидраш Танхума говорит нам следующее: учат, что Вс-вышний показал Яакову глав Вавилона и Мадая, а также Персии и Эдома, которые поднимаются и спускаются. Сказал Вс-вышний Яакову: «Яаков! Почему ты не поднимаешься?». В тот же момент испугался наш праотец Яаков и сказал: «Как эти поднялись и спустились, так же и я поднимусь и спущусь» (т.е. исчезну, уйду). Сказал ему Вс-вышний: «Если ты поднимешься, у тебя нет спуска«. И не поверил ему Яаков, и не поднялся.

Мидраш далее говорит, что раби Шимон бен Йосейна приводит на это стих из Теилим, в котором говорит царь Давид по поводу наших праотцов, которые были в пустыне: «И согрешили еще, и не поверили в чудеса Его».

Сказал Вс-вышний Яакову: «Нсли бы ты поднялся (вверх по лестнице), ты бы никогда не спустился (не упал). Но так как ты не поверил, твои дети будут порабощены этими четырьмя царствами». Яаков, испугавшись, спросил: «Неужели они навсегда будут порабощены?». «Нет», — отвечает ему Вс-вышний. — «Не бойся, раб мой Яаков, и не пугайся, Израиль, ибо вот Я тебя спасу издалека». Так говорит мидраш.

Самый главный вопрос, который мы можем отсюда задать — почему Яаков не поверил Вс-вышнему и не поднялся по лестнице? Дело в том, что мы знаем нашего праотца Яакова как человека, у которого была огромная вера во Вс-вышнего. Наши мудрецы говорят, что именно Яаков постановил вечернюю молитву. Вполне логично, что человек, который потерял все, который идет в далекое и незнакомое место и посреди ночи остается там один, будет молиться Вс-вышнему. Разве не так?

Ответ такой: Яаков постановил эту молитву, говоря, что мы должны молиться даже в темноте. Что значит «в темноте»? Даже тогда, когда мы не можем прочувствовать присутствие Вс-вышнего и то, как он действует. Темнотой называется галут, изгнание, когда происходит скрытие Вс-вышнего. В этом и есть главный смысл постановления молитвы Яаковом — необходимо сохранять сильную веру даже тогда, когда мы не можем чувствовать Вс-вышнего.

С другой стороны, на примере сна с лестницей мы видим у Яакова и много сомнений. Вс-вышний обещает Яакову: «Вот Я с тобой, и буду хранить тебя на любом пути, куда ты ни пойдешь, и верну тебя на эту землю». Что отвечает на это Яаков? Он очень сомневается и дает обет, как сказано: «И сделал обет Яаков: Если Б-г будет со мной и сохранит меня в дороге этой, по которой я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеть…». Но зачем нужно было давать обет? Неужели Яакову было недостаточно того, что Вс-вышний ему только что пообещал?

Мидраш Раба дает определенное объяснение, в котором меняет порядок стихов — сначала Яаков дает свой обет, а за этим следует обещание Вс-вышнего. Но это не вкладывается в стихи; более того, мы видим сомнения и страх Яакова далее по ходу повествования Торы. В чем же проблема?

Гмара объясняет, что Яаков тревожился о том, что вдруг может повлиять грех, из-за которого обещание не будет исполнено. Он верил во Вс-вышнего, но не верил в человека. Он знал все человеческие слабости и знал, что человек может согрешить. И если человек согрешит, из-за этого он уже не может быть уверен в том, что Вс-вышний сделает то, что обещал. Почему? Потому что после совершения греха действительность изменится, и обещание Вс-вышнего в этой действительности уже не будет существовать. Именно этого боялся Яаков.

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com