Поделиться

Недели — имена и подарки

Статьи обычно предшествуют праздникам. Но о Швуоте, как ни странно, лучше читать после него. Почему? Чтобы понять, обратимся к данным этому дню именам.

Шавуот (недели), Хаг бикурим (праздник первинок), День дарования Торы, Ацерет (собрание или остановка). Так что же мы празднуем? Недели? Они круглый год. Принесение первинок урожая? Но первинки уже приносились в этом сезоне, назавтра после Седера. Теперь дошла очередь до пшеницы, ну и что? Дарование Торы? Сказано, что человек должен чувствовать ежедневно, будто Тора дана ему прямо сейчас. Она вечна и вневременна. Она не стареет, лишь немного меняет формы в реке времени.

Отмечать дарование Торы должен, в принципе, только Творец. Он – дающий, милующий. Он сделал в тот день всю работу. Но Тора, знаете ли, такой нетипичный товар, что между тем, как тебе её отдали, и тем, как ты её получил, может лежать пропасть. Поэтому наша Традиция и названа “каббала”, получение. Не только, подчёркиваю, мистическое и тайное учение, которое сегодня мало знают и потому о нём много говорят – каббалой называется вся еврейская Традиция!

Человеку же надо праздновать не “День дарования”, а “День получения Торы”. Но таким должен быть каждый день! Ведь Тора одновременно всегда и та же самая, и абсолютно новая. Итак, повторим вопрос: что же мы, собственно, празднуем?

Ответ дадутсобранные вместе названия праздника. “Недели” – это семь недель между Днём выхода на свободу, Песахом и Синайским Откровением. Есть особая заповедь “сфират а-омер” – отсчитывать эти дни. В молитвенниках для каждого дня приводится особое название, связанное с теми духовными силами, которые тогда особенно активны. Ежедневно наши предки поднимались на новую ступень, исправляяущерб от долгого пребывания в рабстве у идолопоклонников.

То же ожидается от нас! Мудрецы утверждают, что действительно праздновать Шавуот может лишь тот, кто основательно готовился к получению Торы.

«Первинки». Есть лишь одна специфическая заповедь этого дня – вознесение на Алтарь “штей а-лехем”,- двух хлебов из заквашенного теста, из зёрен нового урожая. Единственный раз в году Храмовый Алтарь видит закваску – все остальные хлебные приношения пекут мацой, опресноками.

Закваска – символ дурного начала. Но такова сила Торы, что даже дурное начало она делает пригодным для служения Всеединому! Как сказано: “Служи Ему обоими своими сердцами!”. Даже эгоистические стремления сблизь с чистым для общей работы. Чувствуй гордость исполнением Его воли. Страстно желай заповедей. Фантазируй, как станешь праведником. Ленись устремляться ко злу…

16-го нисана, в день принесения омера, хлебная жертва состояла из овса, пищи по преимуществу животной. Через 50 дней – уже из “человеческой” пшеницы. Бежать из плена может и лошадь, но обрести дар вечной мудрости – лишь человек! Пройдя 50 ступеней.

Наконец, “Ацерет”, собрание-остановка. Остановись в бурном потоке событий. Дай возможность заговорить вечному. Сойдитесь вместе, ведь Тора даётся только “единому народу с одним сердцем”. В ней столько заповедей о взаимопомощи! И попробуй собрать воедино свою внутреннюю разноголосицу, иначе не расслышишь Голос. Ни снаружи, ни внутри себя самого.

Шавуот – это не день получения Торы. Это день, когда мы стараемся приготовить себя к будущему. К ежедневному труду и ежедневной радости обретения Торы! И потому говорить об этом празднике уместно, наверное, из будущего времени.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com