Поделиться

Нерелигиозные родственники: как быть?

Вопрос: Если родные и близкие не живут по законам Торы, могу ли я принимать помощь от них и общаться с ними?

Ответы:

р. Шауль-Айзек Андрущак:

Помимо всего прочего, Ваш долг помочь родным и близким прийти к соблюдению законов Торы (более того, они в этом плане должны пользоваться преимуществом, подобным тому, которое касается благотворительности материальной). Невозможно сделать это не общаясь с ними, не заботясь о них, не демонстрируя им свою заботу и привязанность. Не принимая (разрешенную hалахой) помощь от них, как часть доверительных, тёплых отношений.

Это всё с «технической» точки зрения, не касаясь технически-человеческой: обязанности заботиться о чувствах ближнего (в данном случае, в самом буквальном смысле слова), не оскорблять, не унижать его, почитать (насколько это возможно) родителей, старших братьев и сестёр и т.д. и т.п.
Всего хорошего и успехов в поисках взаимопонимания с родными и приближения их к свету Торы!

р. Михаэль Кориц:
Отношения детей и родителей регулируются законами Торы . Есть обязаности родителей по отношению к детям , есть обязанности детей по отношению к родителям . Подробности этих обязанностей можно найти на сайте .
Но разумеется этим отношения не ограничиваются . Сын или дочь воспринимаюится родителями как их духовные последователи , продолжатели .
Но здесь и таится зачастую причина конфликта .
Комментаторы обращают внимание на то , что Ицхак , связь которого с Авраамом дважды подчеркнута в начале главы Толдот , совсем не похож на своего отца . Они отличаются друг от друга и поведением , и историей и свойствами души .
В Аврааме проявляется доброта , в Ицхаке — строгость , ограничение , отец странствует по многим странах , распространяет знание о Творце мира , сын не выходит за границы Святой Земли , занимается рытьем колодцев .
Список отличий можно было бы еще продолжить , но вопрос о том как Ицхак может быть продолжателем Авраама понятен .
Ответ же заключается в том , именно отличия Ицхака от Авраама делают его настоящим продолжателем дела отца .
Ицхак живет уже в совсем другом мире , в мире в котором уже появился Авраам, и значит, он не может не учитывать в своем поведении этих изменений.
Именно став другим, Ицхак становится настоящим сыном Авраама.
Другим словами, поиск детьми их собственного пути является реализацией их сыновьих обязанностей.
Понятно, что речь не идет об отказе от связи со своими предками, а о поиске собственного пути как их продолжателя.
Понимая это, родители должны уважать духовные поиски своих детей , а не воспринимать трагически любое проявление их самостоятельности.
Когда речь идет о совместной работе, то эта уважительность не просто хорошое пожелание , а необходимое условие для ограничения природного родительского эгоизма.
Именно таким путем Вы создаете прочность и преемственность в Ваших отношениях с детьми.

***

Ситуация Ваша с мужем сложная, но не уникальная.
Зачастую поклению родителей не может смириться с тем, что их дети выбирают свой духовный путь. Это вызывает у них зачастую оттржение и раздражение, в особенности если этот путь не укладывается в привычные им понятия.
Но другой стороны, именно эта естественность проблемы должна быть источником успокоения. Как только родители понимают, что это у детей всерьез, то и отношение их меняется. Понятно, что в ситуации комуналки эту проблему не решить, поэтому эти полгода Вы должны протянуть, варьируя между конфликтом и запретом.
Постарайтесь передать своей маме ощущение, что Ваши духовные поиски не направлены против нее, а нужны для Вашего счастья.
Когда маме это станет понятно, то даже непонятные еврейские законы будут восприниматься не так трагически.

***

Думаю, что когда родители увидят серьезность Вашего решения, то и отношение их будет другим. На данном этапе важно, чтобы поняли, что это Ваше решение и Ваша жизнь. Когда это будет вопринят, можно будет вспомнить и достоинства еврейского народа и его веры.
Успехов Вам на Вашем пути!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com