Поделиться

Невеста обжоры

Антон Павлович Чехов однажды заметил,
что умный любит учиться, а дурак – учить.

Стихотворение Булата Окуджавы идеально подходит как эпиграф к моему рассказу. Постараюсь определить, кто принадлежит к классу дураков, а кто – умных. Кроме того, я вспомнил знаменитое высказывание Станиславского, что ружье, которое висит на стене в первом акте, должно выстрелить в последнем. Я как раз сколько угодно ружей в своих рассказах развешивал на стенках, для красоты. Я человек мирный, но кавказский, люблю, чтобы дома на стенках оружие висело.

И вот у меня появился друг, редактор Арье Юдасин, который начал стрелять из всех ружей и орудий, которые я расставлял без толку в своих рассказах. Мне эта стрельба доставляла много удовольствия. И в своем следующем рассказе я хочу сделать что-то подобное. То есть взять второстепенную героиню одного из моих лучших рассказов: «Обжора» и сделать ее главной героиней другого рассказа.

Но вернусь к «краткому содержанию предыдущей серии» — рассказу «Обжора». Личность героя вызывает много споров. В неком еврейском местечке жил юноша, который был лучшим учеником местной ешивы. Кроме того, у него были прекрасные черты характера. Его сосватали с единственной дочкой местного богача, так как она мечтала стать женой мудреца Торы. Никто не сомневался, что талант и трудолюбие юноши плюс огромное желание невесты быть достойной женой еврейского мудреца подарят еврейскому народу будущего главу поколения. И вот обручение, будущая теща сама приготовила кугл. Первый кусок – будущему зятю. Он попробовал, оглянулся. «Какой вкусный кугл», — сказал он. И пододвинув к себе блюдо, начал с невероятной скоростью его уплетать. Невеста потеряла сознание, обручение прервали. Юношу отчислили из ешивы. Кличка «обжора» пристала к нему как банный лист.

В мире Истины «обжору» провозгласили праведником поколения, так как знали причину его поведения. Будущая теща по ошибке вместо подсолнечного масла положила в кугл что-то горькое. И юноша не хотел начинать свою семейную жизнь с конфликта между тестем и тещей. Многие полагают, что он был просто глупец. Но я считаю, что в мире Истины в этом разбираются лучше.

Я много лет рассказывал эту историю. Однажды ученица моей жены Маша Стругацкая (кстати, из семьи советских фантастов братьев Стругацких) спросила меня: «А зачем она упала в обморок? Она его совсем не любила?» Я задумался над судьбой невесты обжоры. Что криминального она совершила? Наверное, она вышла замуж за обычного человека, родила детей. И естественно, удостоилась будущего мира. Точно так, так если бы Рахель послушалась отца и не вышла бы замуж за раби Акиву, она не совершила бы никакого греха. Но в мире Истины ее, подобно невесте «обжоры», не считали бы женой раби Акивы.

Выбор между добром и большим добром – удел особых праведников и праведниц. Говорят, такой выбор был у людей в Ган Эдене до греха и вскоре снова будет — после прихода Машиаха и установление власти Всевышнего на земле. Возможно — такой выбор останется у праведников в мире вечности? Иначе что бы означали слова мудрецов, что «нет у них (праведников) покоя ни в этом, ни в будущем мире» — потому что «идут они от великолепия к великолепию»?

В шахматах меня учили, что перед большими соревнованиями полезно потренироваться. Где бы себе подобрать удачную тренировку и для этой игры? Может быть, тогда пустят в полуфинал?

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com