Поделиться

Но помни: ровно в полночь

Всевышний обрушил на египтян десять казней. В девяти первых случаях точное время не назначалось. Максимум – день. И только время казни гибелью первенцев не то что изменить, а даже не уточнить было нельзя: завтра, в полночь, вот как этот час. В Талмуде (Брахот, 4а) есть целое обсуждение того, почему точное время сформулировано как неточное (конструкцию можно понять, как «примерно в полночь»), хотя оно – точнее некуда (и конструкцию надо понимать как «в полночь ноль-ноль, вот как сейчас»). И надо же понимать, обращают наше внимание мудрецы Талмуда, что это Всевышний пообещал «в полночь» (и в формулировке Всевышнего, в отличие от формулировки Моше, никакой двусмысленности нет), а Всевышний знает, когда и сколько, с точностью недоступной нашему восприятию, так что там была полночь полночей.

Спрашивается: почему именно десятая казнь должна была наступить в конкретный миг и почему людям должно было быть известно, когда этот миг наступит? Чем плохи маленькие сюрпризы? Эффекты неожиданности? Пытка ожиданием?

Есть у казни гибелью первенцев и еще парочка отличий от первых девяти казней. Во-первых, только перед этой казнью сынам Израиля пришлось помечать себя (обрезанием) и косяки своих домов (кровью пасхальных ягнят). Во-вторых, сынам Израиля в ту ночь было запрещено покидать свои жилища, как сказано: «Вы же, не выходите никто за дверь своего дома до утра» (Шмот, 12:22). И Раши там поясняет (цитируя опять же Талмуд, Бава Кама, 60а): «Говорит о том, что, когда ангелу-разрушителю дано позволение истреблять, он не делает различия между праведным и нечестивым». И еще от себя добавляет известное нам с детства: «Особенно ночью, когда силы зла властвуют безраздельно».

Интересная история. Девять казней как-то обошли сынов Израиля, ни одного не задело, слава Б-гу, без каких-либо усилий с их стороны. Хотя, казалось бы, и тогда ангелы-разрушители спускались с поводка, со всеми вытекающими. А тут сразу двойная защита: и ведение системы «опознания свой-чужой» и комендантский час. Что стряслось?

Судя по всему, дело в том, что все-таки в предыдущие разы это не было «позволением ангелам-разрушителям истреблять». Были четко ограниченные задачи: только этих, только так, только там и т.д. Жабы – значит жабы. Вши – значит вши. Скот на выпасе – значит скот на выпасе, в коровник – ни-ни. В кровь воду – значит и пиво, но только сильно разбавленное. И т. д. Никакой самодеятельности. И никаких сопутствующих потерь. Ну, т. е. если у человека вдруг аллергия на жаб, то значит не повезло, но специально целью убивать жабами не было. Это не сопутствующие потери, а несчастный случай.

А в ту ночь… Это нам в кино (включая анимационное) показывают гибель первенцев в виде череды смертей в колыбели: младенец, вздох, еще вздох, тухнет свеча и тревожная музыка обрывается дрожащей тишиной. На самом деле было и страшнее, и веселее.

Во-первых, вовсе не одни младенцы умирали. Все первенцы, всех возрастов, первые у своих пап и первые у своих мам, первые в браке и первые от внебрачной связи. Есть феминистические мидраши, согласно которым умирали и девочки-первинки. Есть браконьерские мидраши, что умирали и первенцы уцелевшего домашнего зверья.

Во-вторых, умирали от всего и всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Кому-то домашний хомяк горло перегрыз. Кто-то пил чай из блюдца и захлебнулся. Под кем-то табурет развалился с летальным исходом. И т. д. и т. д. А там еще восстание первенцев началось. Майдан!

Вот это и называется: «ангелам-разрушителям было дозволено истреблять». И тут, действительно, вероятность попасться под горячую руку резко возрастает. Как сказано, «не стой под стрелой».

И это мы еще ограничились техническим моментом. А есть же еще и сущностный. Дело в том, что целью девяти первых казней было донести до египтян мысль о всесилии Всевышнего и о Его единстве. А для этого египтяне нужны казненные, но живые. Мертвым-то ничего не объяснишь – они и так все знают (только уже поздно). А сыны Израиля все, что в египтян нужно было вдалбливать силой, с молоком матери впитывали. А точнее, с духовными генами праотцов и праматерей. Так что пока шла воспитательная работа, сыны Израиля могли расслабиться и получать от происходящего удовольствие.

А первенцев именно что истребляли. И не только в пример и назидание другим, но и в наказание себе и другим. И вот тут сыны Израиля попадали в зону риска. И не потому что ангел-разрушитель, попробовавший человеческой крови, выходит из-под контроля, а потому что в Египте сыны Израиля докатились до такого уровня духовной деградации, что их реально было за что наказывать наравне с египтянами.

И хотя в пасхальной Агаде мы благодарим Всевышнего за то, что первенцев он казнил лично, так что ошибки или неразберихи быть не могло, но, поскольку все-таки Всевышнего сопровождали ангелы-разрушители, то это был как раз классический случай, когда Всевышний берег именно береженого.

А двойная система защиты была нужна потому, что снаружи шла такая бойня, что нательные опознавательные знаки могли не помочь, поэтому следовало не выходить и все. Не искушать ангелов-разрушителей и не проверять их рефлексы. А внутри домов… тема щекотливая. Короче, поскольку внутри жилищ сынов Израиля каким-то образом могли оказаться не только сыны Израиля, у ангелов-разрушителей должна была быть возможность.

Но секундочку. Если сыны Израиля заслуживали наказания не меньше египтян, то как какие-то «знаки» могли их от этого наказания избавить? Ответ дает уже процитированный мидраш про то, что казнь гибелью первенцев творил «сам Всевышний». В Каббале и учении хасидизма объясняется, что «сам Всевышний» – это уровень Б-жественного, на котором не существует формальных рамок и ограничений. Нет правды и лжи, нет заслуги и вины и т. д.

И этот уровень Б-жественного проявляется в нашем мире именно в миг полуночи, когда первая половина ночи, связанная с Б-жественным качеством строгости (с минуты на минуту все темнее), и вторая, связанная с Б-жественным качеством милосердия (с каждой минутой все светлее), встречаются. И на неуловимую творением долю мига нет ни того, ни другого, ибо оба тонут в сущностном сиянии своего источника.

А что есть, если нет места справедливости (для всех) или милосердия (для всех)? Есть проявление сути Б-жественного. А там – любовь к Израилю, ради которого создан мир. Самое близкое к знакомому нам – родительская любовь к детям. Мы им прощаем то, что не простили бы никому, не потому, что они больше этого заслуживают, а потому что им, в наших глазах, ничего не нужно заслуживать. Они – наши. Это несравненно, несопоставимо, бесконечно важнее любых заслуг.

Поэтому Моше было так важно подчеркнуть, что все произойдет ровно в полночь. Чтобы было понятно, что будет проявление высшего уровня Б-жественного, так что рассчитывать на то, что хотя бы евреи попадут под общую раздачу (хоть какое-то утешение было бы), не приходится. И кстати, фараоновых магов-чародеев это сломило. Только фараон набычился и терпел.

Однако теперь возникает вопрос с другой стороны. Если «сам Всевышний» творил расправу, если свет такого уровня раскрывался, то зачем нужны были знаки?

Ответ: все проявления Б-жественного в нашем мире, включая самые возвышенные, самые эзотерические и самые трансцедентальные, являются откликом на служение людей. Причем уровень раскрытия всегда соответствует уровню служения.

Т. о. для того, чтобы в нашем мире раскрылся свет, который выше любых ограничений, то и «вызывающее» его служение было, в каком-то смысле, выходящим за рамки каких-либо ограничений. Поэтому нужно было обрезание (символизирующее завет, который выше каких-либо интеллектуальных или эмоциональных ограничений, поэтому обрезание, в нормальной ситуации, делается на восьмой день, когда и разум и чувства человечка еще толком не проснулись и никак не задействованы) и пасхальная жертва, которая в той ситуации (для египтян ягнята были божками, а их забой – святотатством и богоубийством) требовала готовности к самопожертвованию. А самопожертвование – это типичный выход за рамки всех внутренних ограничений и преодоления всех ограничителей, включая самый сильный – инстинкт самосохранения.

Вот поэтому обрезание и принесение пасхальных жертв сынами Израиля отозвалось свыше явственным раскрытием самой сути Б-жественного в нашем мире. Ровно в полночь.

В Мехильте приводятся два противоречащих, на первый взгляд, утверждения. В одном месте (Шмот, 14:31) сказано «в заслугу веры в Избавление удостоились наши отцы выйти из Египта». А в другом месте (Шмот, 14:6) сказано, что в заслугу «двух кровей» (обрезания и пасхальной жертвы) удостоились наши отцы выйти из Египта. В свете вышесказанного становится понятным, что никакого противоречия тут нет. Наоборот, одно без другого не работает. Абстрактная вера, не находящая практического выражения в этом мире, не вызывает отклика в этом мире. Все остается в эмпиреях. А цель мироздания именно в том, чтобы все происходило в этом нашем мире. С другой стороны, механическое исполнение заповедей, без веры – вообще деньги на ветер. Тут и объяснять нечего.

И обратим внимание вот еще на что. Поскольку требовалось раскрытие высшего, надрационального, абсолютно не имманентного нашему миру уровня Б-жественного, и от сынов Израиля потребовалась именно абсолютно иррациональная вера в Избавление (то, что целому народу рабов выйти из Египта невозможно, было гораздо более очевидным и безусловным для человека той эпохи, чем дважды два четыре) и исполнение абсолютно иррациональных (в отличие, например, от запрета на убийство или повеления почитать родителей и т. п.) заповедей.

Вот-вот должен прийти Машиах. Последнее избавление будет во многом подобно первому. Конечно, после дарования Торы и тысячелетий следования ее заповедям, многое изменилось. Но это – с одной стороны. А с другой мир стал несравненно циничнее, несравненно практичнее, несравненно прозаичнее. Верить стало сложнее, а не проще. Следовать непостижимой высшей воле, даже после революции сознания, совершенной движением хасидизма – сложнее, а не проще.

Взять хотя бы то же уважение к родителям, которое выше мы привели как пример кажущейся понятной и «разумной» заповеди. Буквально на наших глазах отношения между детьми и родителями катастрофически трансформируются. Скоро станет недопустимым заикаться о том, что родители имеют право на уважение со стороны детей, не говоря уже о таком кошмаре, как подчинение. Это же страшно травмирует детскую психику!

Но для нас этот Исход – не первый. Если до дарования Торы справились, то после – тем более справимся. Рецепт известен: обрезание и пасхальная жертва. Обрезание символизирует заповеданное влияние на самые приземленные, самые физиологичные уровни нашего существования. А пасхальная жертва – это и вовсе о воздействии на окружающих (ягнят привязывали снаружи, косяки кровью мазали снаружи и т. д.). Социальные сети нам в помощь.

И когда Машиах наконец придет, мы не сможем понять, почему было так непросто верить в то, что это на самом деле произойдет. Совсем как наши предки после своего Исхода.

(Авторизированное изложение беседы Любавичского Ребе, «Ликутей сихот» т. 3, стр. 118-125.)

Источник: ru.chabad.org

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com