Откуда появился обычай есть фрукты на Ту би-Шват? Почему принято чтобы мужчина произносил благословение над пшеницей, женщина над виноградной лозой а сын над маслинами.
Праздник Ту би-Шват является новым годом для деревьев, и с него принято отсчитывать новый сельскохозяйственный год. То есть до него был один год, а начиная с Ту би-Швата, идёт другой год. Обновление года в этот день важно для правильного исполнения заповедей, связанных с деревьями и их фруктами. Например для исполнения заповеди Маасер (Десятина) не следует отделять десятую часть фруктов этого года в счет фруктов следующего года. Так же мы ведем себя и в отношении других заповедей, связанных с деревьями: Орла, ревии, трумот и бикурим (приношении первых плодов).
Ту би-Шват в Шмиту (субботний год)
Всё, что произрастает из земли каждый седьмой год, и чьи семена упали до этого в землю или же были до этого срезаны и вернулись на поле, называются «спихим». Как написано в Торе: «Добавку своего урожая ты соберёшь». Объяснение: Нельзя собирать урожай обычным способом, как мы делаем это круглый год — собирать урожай со всего поля и вспахивать его. Можно собирать по чуть-чуть, сбивать содержимое колосьев и есть их. Всё это разрешила Тора, но по заветам мудрецов все спихим, которые растут в субботний год, запрещены в пищу.
Спихим седьмого года запрещены в пищу до наступления Хануки следующего (восьмого), и только начиная с праздника свечей и далее они разрешены, как написано у Рамбама в Законах о Шмите и Йовеле (юбилей — каждый 50-ый год).
Есть разногласия насчёт момента, с которого отчитывают запрет швиит (седьмого года). Некоторые отсчитывают его начиная с Ту би-Шват 7-го года и до Ту би-Шват 8-го года. Другие отсчитывают его начиная с первого дня месяца Тишрей 7-го года, и до первого дня Тишрей 8-го года.
Обычай есть фрукты на Ту би-Шват
Привычка есть фрукты на праздник деревьев была раньше распространена в основном среди ашкеназских евреев, и почти что неизвестна сефардским евреям. Самому раннему источнику, который упомянает эту традицию, более 450-ти лет.
Раби Хаим Фаладжи из Измира в своей книге «Моэд леколь хай» приводит пример подобного праздования у себя в городе: «Ночь Ту би-Швата является новым годом деревьев. В большинстве еврейских общин вне Израиля принято выставлять на стол все виды фруктов, растущих на деревьях и на земле, так, чтобы каждый мог произнести благословение на один из фруктов.
- Мужчина благословляет пшеницу после биркат ха-мазон (хлев хитим эсвиеха), для того, что бы в будущем получать еду от щедрой руки;
- Женщина благословляет виноградную лозу (написано — твоя жена плодородна как виноградная лоза);
- Сын благословляет маслины — «сыны твои как оливковые побеги вокруг твоего стола»;
- Дочери произносят благословения над гранатами и орехами, так как сказано «квод бат мелех пенима» — достоинство царской дочери внутри. Подобно тому, как зёрна граната и плод ореха упрятаны в укромном месте, так и дочери человека ведут себя скромным образом.
Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»