Новый Цикл Изучения Мишлей (Притчей Царя Соломона) | Урок 106. Глава 12, отрывки 17-20
Перевод 12 главы Мишлей с комментариями:
https://bit.ly/2QZQ2jx
Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»:
http://bit.ly/36uB9vb
Натан Авиэзер «В начале»:
http://bit.ly/37NCGMN
Книга пророка Йоны:
http://bit.ly/2vz5VpI
Р. Ашер Кушнир «Коронавирус: Чья Корона?»
https://toldot.ru/audio/lessons/lessons_35408.html
Р. Бенцион Зильбер «Коронавирус: духовные корни»
https://toldot.ru/audio/lessons/lessons_35407.html
יָפִיחַ אֱמוּנָה יַגִּיד צֶדֶק וְעֵד שְׁקָרִים מִרְמָה
17. Кто говорит (выдыхает) истину, тот скажет правду (будучи свидетелем), а свидетель ложный – говорит обман.
Когда люди общаются друг с другом — это происходит с разными целями и на разном эмоциональном подъеме. Царь Соломон обучает в следующих отрывках, как отличать истину от обмана. Истину обычно говорят спокойно (как выдыхают) без напора и напряжения. А бывает, что человек клянется (в суде) и кричит «вы что мне не верите?» — и он врет. Говорить правду спокойнее. Сейчас этот принцип используют на детекторах лжи. Обманывающий человек волнуется.
יֵשׁ בּוֹטֶה כְּמַדְקְרוֹת חָרֶב וּלְשׁוֹן חֲכָמִים מַרְפֵּא
18. Иной говорит – словно удары меча, а язык мудрых – исцеление.
Второй признак лжи — это цель с которой говорится. Иногда речь человека приносит кому-то боль и вред (злоязычие и сплетни). И этот человек злодей и ему обычно возвращается это зло. Мудрецы стараются своей речью помочь, поддержать, дать исцеление.
שְׂפַת אֱמֶת תִּכּוֹן לָעַד וְעַד אַרְגִּיעָה לְשׁוֹן שָׁקֶר
19. Уста правды пребудут прочными вовеки, а язык лживый – на миг.
Третий критерий — это устойчивость высказывания. «У лжи нет ног» — так говорили в древности. Она не устойчивая. После нескольких уточняющих вопросов она рассыпается. Правда — она устойчивая.
מִרְמָה בְּלֶב חֹרְשֵׁי רָע וּלְיֹעֲצֵי שָׁלוֹם שִׂמְחָה
20. Обман – в сердце злоумышленников, а советникам мира (миротворцам) – радость.
Тора в вопросах правды и не правды, добра и зла использует Божественную Систему координат. Добро — это то, что БОГ назвал добром. Зло — это то, что БОГ назвал злом. Правда — это то, что ведет к добру. Ложь — это то, что ведет ко злу. Самый яркий пример такого определения — это «лашон ара». Злоязычие. Запрещено Торой говорить позорящие вещи про человека, даже если это правда. Получается, что в случае со сплетнями и злоязычием — правда становится злом.
А например один великий раввин всю жизнь обманывал свою мать и говорил ей, что его брат (погибший) жив и работает на секретном объекте. Он подделывал его письма к матери. Он боялся, что узнав о смерти брата — мать тоже умрет от горя. И его «обман» — это добро и правда.
Вот такой «парадоксальный» подход к правде в Торе. Тот, кто стремится делать зло — вся его «правда» — становится обманом.