Поделиться

О белой нарядной одежде и о золотых украшениях в Йом Кипур

Представляем вашему вниманию эксклюзивную публикацию из еще не представленного широкой публике 58-го номера журнала «Мир Торы», посвященную двум часто задаваемым вопросам, касающимся внешнего облика человека в Йом Кипур.

Автор: Рав Даниэль Манн, раввин института «Эрец Хемда»
Перевод Гавриэля Фельдмана

Вопрос: Правильно ли надевать белую одежду и не носить золотые украшения в Йом Кипур? Распространяется ли это в равной степени на мужчин и женщин? Предпочтительно ли надевать красивую праздничную одежду, или этого, наоборот, следует избегать?

Ответ: Рама («Орах Хаим» 610.4) приводит два обычая, связанные с белой одеждой, которые упоминаются в трудах ришоним. Мордехай («Йома» 723) говорит, что нужно надевать чистую одежду чтобы походить на ангелов. Рама расширяет это, добавляя белую одежду, по той же причине. Далее он приводит обычай носить «киттел» (особый белый саван), который соответствует двум этим требованиям (чистый и белый), и кроме того, является важным компонентом погребального одеяния, и поэтому напоминает человеку о дне смерти, тем самым помогая почувствовать необходимость срочно делать «тшуву». Автор «Маген Авраам» (610.5) пишет, что идея «имитировать» ангелов не относится к женщинам, однако обычай облачаться в «киттел», который напоминает о смерти, относится и к женщинам тоже. Непохоже, чтобы в наши дни где-то сохранилась подобная практика, и вне зависимости от того, в чем состояла идея облачаться в «киттел» у женщин, мы не предлагаем им это делать. Но ничего необычного в том, чтобы носить белое, для женщины в Йом Кипур нет. Некоторые говорят, что вместо «киттела» белая женская одежда может, как минимум, служить напоминанием о чистоте и об «отбеливании» грехов (см. «Минхат Элазар» II.63). В любом случае, для женщины нет никаких причин избегать белого.

Вопрос о золотых украшениях обсуждается в более поздних источниках. Раби Акива Эйгер (в комм. на «Шулхан Арух» там же) приводит обычай отказываться от ношения золота в Йом Кипур, поскольку оно напоминает о грехе Золотого Тельца. Он пишет там интересную вещь: женщин и левитов это не касается, поскольку ни те, ни другие в грехе Золотого Тельца не участовали. Автор важной работы о законах Дней Трепета «Матэ Эфраим» (610.9) сообщает об обычае пришивать украшение («атара») на «киттел» для Йом Кипура, но уточняет, что украшение не должно быть золотым – видимо, по той же причине. Он говорит, что то же самое правило относится и к женщинам: хотя женщины и не участвовали в грехе, они часть народа Израиля, и поэтому им не хочется видеть напоминаний о грехе Золотого Тельца. Так или иначе, автор «Матэ Эфраим» сводит всю тему золота к вопросу о присоединении золота к вещам, которые связаны с искуплением (согласно изложенному в трактате «Рош а-Шана» (26a) принципу «обвинитель не становится защитником»). Он полагает, что «киттел» связан с искуплением, поскольку белый цвет напоминает об очищении грехов. Поэтому автор «Бе-цель а-хохма» (VI:3) определяет, что, исходя из сказанного, нет никакой проблемы в том, чтобы носить золотые часы. Мы, конечно, предполагаем, что вопрос не в золотом цвете, а в настоящем золоте (см. «Киньян Тора ба-алаха» VI.36).

Вместе с тем, в «Бе-цель а-хохма» сказано, что с золотыми часами может быть другая проблема, из-за правила, упомянутого в «Матэ Эфраим» и «Мишне Бруре» (610.16): в Йом Кипур ни мужчине, ни женщине не следует носить украшения, которые он или она носят только в Шабат или Праздник, потому что нам следует находиться в этот день под влиянием «эймат а-Дин» (страха перед надвигающимся Судом).

Это заставляет нас задаться общим и комплексным вопросом о Йом Кипуре: должны ли мы быть в хорошем настроении и испытывать счастье в этот день, или нет? Ясно изложить всю эту тему в рамках данного ответа мы не сможем, но краткий ответ таков: «И да, и нет». Некоторые приводят комментарий Тосафот («Мегила» 31a), в котором сказано что женщины носят в Йом Кипур специальные украшения. В любом случае, представляется, что вопрос касается особых типов украшений, которые надевают только в Шабат. По всей видимости, нет никакой проблемы с тем чтобы носить костюм или платье, которые обычно носят в Шабат.

 

Есть много разных обычаев, и мы увидели источники и логические доводы, которые позволяют оправдать многие из них. Мы предполагаем, что ставки в этом вопросе невелики. Не похоже на то, что в этих вещах люди часто соглашаются друг с другом, и хорошо, если это так и останется. А мы скажем следующее. Внешний вид человека оказывает определенное влияние на его сознание, и для отдельного человека или семьи иметь свой специальный дресс-код Йом Кипура вполне нормально (за исключением кожаной обуви — ее носить точно нельзя), и это естественно, что у разных людей есть самые разные обычаи, с этим связанные. Если одна женщина чувствует себя «йом-кипурнее», надев больше белого, чем она одевает обычно, а другая чувствует то же самое, если не надевает свой обычный набор ювелирных украшений — прекрасно. И только «киттел» для женатого мужчины стал чем-то стандартным и должен оставаться таковым в нормальных условиях.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com