Поделиться

О чихании во время молитвы

В Талмуде, в трактате Брахот (лист 24-Б) сказано: тот, кто чихает во время молитвы – плохой знак для него, а есть говорящие, что так дают ему знать, что он – подлый человек.

Однако, дальше сказано, что не всё так однозначно, и, скорее всего, это утверждение неверно. Рабби Зейра сказал: эти слова были случайно переданы мне в доме учения рава hАмнуны и стоят они всего (другого), что выучил я там. Если кто-то чихает во время молитвы – хороший знак для него: как сделалось ему облегчение внизу (на земле), так делают ему облегчение вверху (на небесах).

Речь о спонтанном чихании, которое не вызвано ни болезнью, ни сквозняком, ни каким-то запахом. Об этом говорят в книге под названием «Идиш hа-сафа hа-кдуша», однако из РаШИ на Брахот слышно, что любое чихание во время Амиды – хороший знак, так как говорит РаШИ, что рабби Зейра постоянно чихал (в том числе, и во время молитвы), поэтому ему сказали после одного из таких случаев, что это хороший знак. Из этого слышно, что рабби Зейра либо страдал от аллергии, либо был чувствителен к сквознякам или запахам. Адмор из Калива в ШуТ Коль Менахем считает, что любое чихание во время молитвы, кроме чихания, вызванного нюхательным табаком, который человек употребил перед молитвой. Т.е., если человек понюхал табаку перед молитвой, а потом начал молитву и чихнул, то это не считается хорошим знаком. А рав Авигдор Невенцаль говорит, что чихание от аллергии во время молитвы – хороший знак, если после этого человек чувствует облегчение.

При этом кто-то считает, что хороший знак, если человек чихнул во время благословения отцов (Биркат Авот), т.е. во время первого благословения. Об этом спрашивали рава Хаима Каневского и он сказал, что чихание – хороший знак во время всего Шмонэ Эсрэ. Тем не менее, по его мнению, должен человек принять меры, чтобы избегать чихания в молитве. Кстати, моя прабабушка, которая на протяжении всей своей взрослой жизни употребляла нюхательный табак, нюхала табак после того, как помолится или скажет Биркат а-мазон.

Теперь нужно ответить на вопрос: почему это так? Ответ есть у рава Давида Лурье. В книге Йова (41, 10) говорится о Ливьятане: «От его чихания блистает свет». И «Идиш hа-сафа hа-кдуша» ссылаясь на рава Давида Лурье, говорится, что душа человека выходит из тела человека тем же путём, каким она была помещена в тело: «И создал Г-сподь Б-г человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни». Т.е. ноздри – это место, через которое входит и выходит душа. Так вот, процесс чихания – это когда душа выходит и тут же возвращается. В этот момент человек чихает. Это похоже на то, что написано в Сефер Рифруф Эйварим. Там говорится, что если у человека спонтанно начинает дергаться та или иная часть тела, то это знак, что вынесено на человека какое-то постановление и душа сдвигается со своего место. Т.е. до этого душа равномерно располагалась по всему телу, то после постановления она сдвигается со своего места и где-то душа вызывает трепетания части тела.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com