Поделиться

О литературном стиле, или Мужики, а есть ли Б-г-то? | Урок из главы Итро

Ну не умеют они фабулу закрутить! Представляете – «громы и молнии, и облако густое на горе, и звук рога весьма сильный, и задрожал весь народ…». А завершится глава скучным: «не укради, не лжесвидетельствуй»… «скромно поднимайся на жертвенник»

Начало же главы вообще никуда не годится. Приходит к руководителю тесть с семейством. Обнялись, покушали, дал зятю вполне тривиальный совет по устройству судебной системы – и домой. Ну кто же начинает мелодраму с бытовой сценки?! Я бы написал: “Стояла тихая южная ночь, не предвещавшая…” Или: “Утомлённый битвами и переходами, расположился Израиль у горы на ночлег…”

Правда, именно в этой безыскусности, “несделанности” многие европейские писатели видели свидетельство истинности “Ветхого Завета”. Да и наши мудрецы, жутко придирчивые, чуть что – на коня и в споры, не замечают здесь проблемы. Попробуем вместе с ними разобраться, что привело Итро к Синайской горе? И почему центральная глава Книги, глава о даровании Торы, начинается историей о нём и даже названа его именем?

«И услышал Итро, жрец (или правитель) Мидьяна, тесть Моше, обо всём, что сделал Б-г для Израиля…»

О чём услышал? О рассечении моря и войне с Амалеком. И сразу поднялся и пошёл к евреям в пустыню, стал прозелитом.

По одному мнению, взяв с собой только жену и сыновей Моше. По другому – со всем солидным семейством. То ли оставил потом внуков с Израилем, то ли забрал обратно в Мидьян. То ли сразу вернулся, то ли через годы. Пришёл — до дарования Торы (а иначе почему в его беседе с Моше ни слова о Синайском Откровении?). Но отчего же тогда так торопился назад? Неужели не подождал бы до обещанных громов и молний? Или — пришёл всё-таки после (мы стояли у Синая год) – да неужто слухи летели так медленно? Ведь сказано: «услышал» — и сразу «пришёл». И вообще – как это Моше судит «по Б-жественным законам», которые ещё не получены?!

Вернулся Итро убеждать в единобожии соплеменников. Но позже все взрослые мидьянитяне будут по указу Всевышнего истреблены,- когда они устроят публичные… гм… шатры и пошлют своих дочерей для совращения евреев. Помните: «их (евреев) Б-г ненавидит разврат» — и мидьянитяне постарались вбить клин между Ним и Его народом. Выходит, Итро так плохо знал свой народ, что надеялся его преобразить? Почему же тогда Моше, уговаривая его остаться, произносит: «ты был бы нам глазами и ушами» — в смысле мудрым и прозорливым советчиком? В конце концов, кому в Мидьяне помогли его уговоры? Тем оставленным в живых после войны маленьким девочкам, которые тогда ещё не родились и не планировались? Ай да чудеса генетики!

Спорят великие комментаторы, аргументируют. В чём все согласны – что вышел встречать Итро весь Израиль. Он мудр, скромен и угоден Б-гу. Хотя – жил рядом с амалекитянами, имел с ними союз и даже собирались совместно выступить против Израиля! Перепробовал всех идолов на свете, непререкаемый авторитет среди теологов многобожия. Был одним из правителей Мидьяна и советником фараона. Предлагая в жёны Моше свою дочь Ципору, ставил «демократическое» условие: первенца монотеизму не учить. Сдать в “паблик скул” – подрастёт, пусть сам разбирается…

И – всё перевернулось. Из-за чего, из-за каких-то слухов?!

Учат отсюда мудрецы, что человек, услышав нечто его пробуждающее и побуждающее, обязан совершить, буквально переводя, “внутреннюю революцию”. Узнал же тесть Моше, как мы уже говорили, про две вещи: рассечение Тростникового моря (т.е. что Б-гу Израиля подвластны природные явления) и о чудесах войны с Амалеком. Значит, против Него бессильны колдовство и людская спайка?! Ярость и таланты своих союзников Итро ведал не понаслышке. Но вопрос о единственности и всемогуществе Б-га оставался. Предположите, как он его решил?

После философских бесед с Моше и Аароном? Увидев облака Славы, откушав небесного мана с водичкой из блуждающего колодца? Нет! Ибо в конечном итоге убеждают не чудеса, а ясная логика и простая очевидность. «Теперь познал я, что Г-сподь выше всех богов, ведь именно тем, чем злоумышляли против них» (Он спас Израиль и наказал египтян)!

Бросали детей в воду – сами утоплены. Говорили «давайте исхитримся» – Б-г перехитрил, велел евреям повернуть назад. Тогда решил фараон: «заперла их пустыня», погнался… и вся армия супердержавы сгинула в ловушке моря. Грабили египтяне евреев – лишились имущества…

Итро увидел, что “Б-г богов” не удалился от мира, поддерживает в нём справедливость. Чётко осознал: Его знание и власть всепроникающи и закон мера за меру действует безупречно. Выходит, один человек раскрыл своим разумом очевидность Б-жественного – и Творец согласился дать людям Учение?! Значит, начало главы – причина встречи Б-га с человеком на Синае?!

Попробуем продолжить исследование Итро. Реформизм, идея слияния с туземцами и смешанных браков возникли в Германии, юридически оформлены в 1840-е в Нюрнберге – и Нюрнбергские законы нацистов, Катастрофа. “Весь мир насилья мы разроем” (насильем же, естественно) – и сталинский Большой террор (“разрывателей” сметший почти поголовно). “Будем как народы” – и постоянные антиизраильские декреты Объединённых Наций. Восточная хитрость в политике, “арабизация” поговорок современного иврита и бытовой психологии – и интифады… Хотите дальше?

Урок несложен, его преподал праведный гер Итро: Б-г есть. Он всемогущ. И самый простой, отчётливый способ в этом убедиться – обдумать события своей личной и ближайшей исторической жизни. На предмет: есть ли в них абсолютная справедливость, мера за меру? Возможно, для этого придётся “сходить в пустыню”, отказаться от привычной установки о своей непогрешимости. И от союза со скептиком-Амалеком…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com