Поделиться

О низком и возвышенном в человеке

Хочу поделиться с вами комментариями рава Валли на Теилим. Все знают мидраш, в котором рассказывается история сотворения человека. Вс-вышний советуется с ангелами служения и говорит: Сотворим человека? А ангелы ему отвечают: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?

Они желали этим сказать, что хотя душа человека из места возвышенного, но тело его из грубой материи, и поэтому он не достоин, чтобы даже вспоминали о нём. Эта фраза упоминается в 8-ой главе Теилим, а очень похожая на неё есть ещё и в 144-ой главе. Я читал комментарии рава Валли и решил сравнить эти два места.

Комментируя 8-ую главу, рав Валли говорит, что в слове «что» (מה) содержится указание на низкое и возвышенное в природе человека. Сама фраза звучит действительно, как нечто уничижающее, однако, это слово в ТаНаХе постоянный спутник величия, как написано во многих местах «как велик» (מה רבו), да и один из милуев Четырехбуквенного Имени имеет гиматрию 45, котрый так и обозначается (מ»ה). И эту же гиматрию имеет само слово «человек» (אדם), указывая тем самым на его возвышенность.

А вот в другом месте (в 144-ой главе) эта фраза полностью указывает на величие человека: насколько должен быть велик человек, чтобы Сам Вс-вышний помнил о нём и размышлял! Хотя в этой главе есть слова и о противоположном. Следующий пасук говорит: Человек дуновению подобен, дни его – как тень проходящая. И рав Валли делает довольно простой вывод, что существует два вида людей: праведники (о которых помнит Вс-вышний) и злодеи (которые не имеют сущностного существования, как ветер и тень).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com