Поделиться

О трех видах неверных поступков и способах их исправления

Из главы Берешит мы узнали о грехе первого человека. Сейчас я хочу привести кое-что на эту тему. Аризаль в Шаарей а-Гилгулим (акдама 21) приводит различие между тремя понятиями, которые в принципе можно перевести одним словом «грех»: грех (חטא), проступок (עוון), преступление (פשע).

Преступление (פשע) – это, когда человек знает, что есть Творец и он намеренно совершает нарушение, чтобы разгневать Творца, как говорят: «делает назло» или бунтует. Преступление (פשע) причиняет вред человеку следующим образом: когда человек бунтует против Вс-вышнего, тогда клипот забирают всё изобилие (благотворное влияние, исходящее от Вс-вышнего) у человека, так как слово «преступление» (פשע) – это искажённое слово «изобилие» (שפע).

Проступок (עוון) – это, когда человек, нарушая, действует исключительно для себя, удовлетворяя свои желания. Но не для того, чтобы разгневать Вс-вышнего. Например, ест невелу, потому что хочет насладиться вкусом. И клипот в этом случае также забирают всё изобилие у человека, но частично возвращают ему то, что взяли. А если человек совершает тшуву, то возвращают ему полностью всё, что забрали.

Грех (חטא) – это ненамеренное нарушение. Если до этого речь шла о нарушениях, которые человек совершил намеренно (хотя и с разной мотивацией), то сейчас речь идёт о нарушении по ошибке. Хотя, человек нарушил что-то по ошибке, тем самым он смешивает добро со злом и даёт потенциал злу реализовать себя.

И на все эти разновидности есть четыре (по другому мнению – три) варианта искупления. Об этом написано в трактате Йома (лист 86-А):

Спросил рабби Матья бен Хереш рабби Элаэара бен Азарья в Риме: Слышал ли ты о четырех частях искупления, о которых толковал рабби Ишмаэль? Сказал (рабби Элаэар бен Азарья): Три их и раскаяние (тшува) с каждой из них.

1) (Если) нарушил заповедь «делай» (осэ) и раскаялся, не успеет пошевелиться, как будет прощён, как сказано (в книге пророка Йирмия 3 14-22): «Возвратитесь, дети-отступники».

2) (Если) нарушил заповедь «не делай» (ло таасэ) и сделал тшуву: тшува задерживает (наказание), а Йом Киппур искупает, как сказано (в книге Ваикра 16, 30): «Ибо сей день искупит вас … от всех грехов ваших».

3) (Если) нарушил (запрет, наказываемый) каретом или смертной казнью по приговору суда и сделал тшуву: тшува и Йом Киппур задерживают (наказание), а невзгоды снимают грех, как сказано (в книге Теhилим 89, 33): «Накажу Я прутом (за) преступления их, и (за) грех их – язвами».

4) Но тот, кто осквернил Имя, нет у его раскаяния силы задержать (наказание), ни у Йом Киппура, ни у невзгод снять грех, а только все они задерживают, а смерть снимает грех, как написано (в книге пророка Йешайа 22, 14): «И открыто было слуху моему Господом Ц-ваотом: не будет прощен вам грех этот, пока не умрете».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com