Поделиться

О вурдалаках и общественной безопасности | Урок из главы Реэ

Культурологи говорят об “авраметических религиях” – нашей, христианской и мусульманской. О “библейских религиях” (уже без слуг полумесяца — у тех свой, самостийный Коран). В общем, мир, единодушие и дружба народов, равенство и братство!

Но вот беда: еврейской Традиции это никак не касается. При всём почтении к Аврааму, основа её – Тора Моше. Куда более подробная и детальная, чем учение, дошедшее к нам от Авраама. Причём главное — не Письменная Тора, которая столь конспективна, что из неё при ловкости рук можно выудить хоть христианство, но — Тора Устная, равинистическая традиция. Рассмотрим пример.

Намедни один тель-авивский профессор поддержал “кровавый навет”. Опираясь на “достоверные источники” типа протоколов допросов под ма-аленькой такой пыточкой, он пришёл к выводу, что “кто-то кое-где у нас порой” кровинушкой баловался. Историки на него с криками набросились… Но не дадим в обиду смельчака и попробуем подкрепить его логику словами самой Торы!

Моше трижды подряд взывает к нам:

Только крови не ешьте, на землю выливайте её как воду!” “Только крепитесь не есть крови; ведь кровь – это душа, не ешьте душу вместе с плотью! Не ешьте её, на землю выливайте её как воду. Не ешьте её, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, потому что будешь прямо поступать в глазах Г-спода!” И снова: “Только крови не ешь, на землю выливайте как воду!”.

А вообще запрет употреблять кровь в пищу встречается в Торе 7 раз.

Дело ясное, стоит каннибальское племя, а миссионер безуспешно пытается его образумить. Но как это сочетается с принципами благотворительности на тех же страницах?

Опираясь на тонкий анализ текста, раввины извлекают десятки законов! Привлекают множество параллельных мест и математически точные методы. Типа странно звучащего: “Если закон указан для всех народов, а потом не повторён на Синае, он касается только евреев, а если повторён – то и тех, и других”. Здесь из него выучивается, что запрет живодёрства (“не ешь часть, отрезанную от живого животного”) относится и к Израилю, и к другим народам. Но детали различаются. А заключён запрет в словах: “не ешь душу с плотью”.

Оказывается, от крови животного можно получать выгоду (например, отдать своей собаке). Пролившись на срезанные колосья, кровь делает их восприимчивыми к ритуальной нечистоте. А кровь домашнего животного не нужно присыпать землёй (в отличие от крови дичи). Вот и 3 “повтора”.

Приведённые пасуки относятся также к разным ситуациям. Запрещено есть кровь животного, зарезанного для будничной трапезы. Животного, предназначенного в жертву и ставшего непригодным для жертвенника. Первенца кошерного животного, у которого появился порок.

Доказывается, что все “повторы” необходимы. Например, мы знаем, что животное, выделенное для алтаря и не принесённое в жертву, можно иногда “выкупить”, заменив на другое – и тогда его позволено есть. Но первенца, изначально предназначенного в жертву и ставшего ущербным, выкупать не нужно. Просто режь и лопай. Так может быть, у него вообще особый статус и его кровь пригодна в пищу? Вот Тора и пришла это отдельно запретить…

Мы узнаём, что есть три вида крови: “кровь души”, которая бьёт из раны фонтаном (с ней связана жизненность животного), кровь сочащаяся и та, что впитали органы. Для них также разные законы. В частности, наказание “каретом”, “отрезанием души” полагается лишь тому, кто ест “кровь жизни”.

А теперь упорхнём в небеса. Три души (автономные части единого целого) есть у человека. “Душа питающая” гнездится в печени (органе, насквозь пропитанном кровью). “Душа размышляющая” связана с сердцем. “Душа ощущающая” живёт в мозгу (сюда идут сигналы от всех рецепторов тела). К слову, эта система отличается от приблизительной, принятой в европейской культуре, где все формы мышления ассоциированы с головным мозгом. Так вот, каждая “душа” связана с определённым миром: материальным, “миром небесных сфер” и миром ангелов. А три упомянутых вида крови им соответствуют. Видите, каждый шаг человека отдаётся в высших мирах!

Мы не сумеем даже перечислить все законы, моральные принципы и духовные открытия, которые здесь зашифрованы. Например, Рамбам рассказывает о распространённой практике, когда колдуны приносили жертвы бесам и вместе с ними распивали кровь животного. После чего они порой начинали пророчествовать, предсказывать будущее. И одна из причин, почему Тора требует “крепиться, не вкушать крови” – не участвовать в этих ритуалах (а как соблазнительно узнать тайное!). И не смущаться, если предсказания колдунов-“кровеедов” сбудутся. “Будь бесхитростен с твоим Создателем!”

Тора устроена как пирамида, и чем глубже с ней соприкасаешься, тем большие горизонты распахиваются перед тобой. Но для тех, кто приблизился без уважения и интереса, она остаётся наглухо запечатанной. Ибо это – подарок Автора своим друзьям. А ключик к “дверке” – Устная Традиция.

Урок: боюсь, тель-авивскому доктору придётся подождать единомышленников. А нам, чтобы защищать этот великолепный, Б-гом сотворённый мир от действительных кровопийц, нужно учиться заходить в “волшебную дверку” Традиции.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com