Поделиться

О заповедях, связанных с хлебом, и Каббале

Автор: Рав Хаим Суницкий, раввин портала torahone.com

В данной статье мы рассмотрим одно важное алахическое замечание, сделанное Виленским Гаоном, и предложим новую интерпретацию его слов.

Составитель «Шулхан Аруха» («Орах Хаим» 167.4) от имени Тура (там же) пишет, что во время благословения на хлеб следует держать халу всеми десятью пальцами, и что само благословение на хлеб тоже состоит из десяти слов, поскольку для того, чтобы на выходе получился хлеб, требуется исполнить 10 заповедей. Источником этого утверждения является Иерусалимский Талмуд («Хала» 9.2), где перечисляются эти десять заповедей:

1. Не пахать поле плугом, в который запряжены бык и осел вместе.
2. Не сеять вперемешку разные виды растений.
3. Не надевать намордник на тягловую скотину (чтобы животное могло есть во время работы).
4. Оставлять бедным «лекет» (отдельные колосья, которые упали во время сбора урожая). 5. Оставлять бедным «шикха» (забытый стог).
6. Оставлять бедным «пэа» (часть урожая на краю поля).
7. Отдавать коэну «труму» (дар).
8. Отдавать левиту «маасер» (десятину).
9. Отделять от урожая «маасер шени» (вторую десятину) и есть эти плоды в Иерусалиме.
10. Отделять от теста часть («хала») и отдавать коэну.

Данное положение Иерусалимского Талмуда цитируется в книгах ряда ришоним почти без изменений [1]. Но Виленский Гаон, комментируя вышеупомянутое место в «Шулхан Арухе», по какой-то причине полностью меняет «гирсу» (версию) списка 10 заповедей относительно той, которая изначально приведена в Иерусалимском Талмуде. Он вычеркивает первые три заповеди, а вместо них включает в список заповедь отделять от первой десятины «трумат маасер» (ту часть урожая, которую левит отдавал коэну), а также заповеди «бикурим» (принесения в Храм первых плодов нового урожая) и «цдаки» (милостыни)!

Простое объяснение, по всей видимости, состоит в том, что Виленский Гаон считал неправильным включать в список запреты, поэтому он заменил первые три заповеди другими. Но это не объясняет, почему он включил именно три данные заповеди, а не какие-то другие. В частности, неясно, почему заповедь «трумат масасер» рассматривается отдельно, ведь эту часть обычно отделял левит, для которого данное действие фактически являлось обычным отделением «трумы» — действием, которое уже фигурирует в списке. Кроме того, идея включить в этот список «цдаку» требует особого объяснения (которого нет), а в противном случае представляется несколько натянутой.

Мне кажется, что настоящая причина изменений, внесенных Гаоном в данный список, кроется в положениях Каббалы. Как известно, Гаон [2], в отличие от многих законоучителей, в числе которых Хатам Софер [3], Радбаз [4]и другие [5], считал, что открытая часть Торы не должна противоречить Каббале, и наоборот — правильное понимание простого смысла приходит именно через постижение Каббалы. Мне представляется, что с т.з. Виленского Гаона правильная версия списка заповедей в Иерусалимском Талмуде должна соответствовать 10 Сфирот [6] — Б-жественным «каналам» управления Мирозданием. Я предлагаю рассмотреть предложенный Гаоном порядок заповедей в списке в соответствии с этой гипотезой.

1. Заповедь оставлять бедным забытый стог («шикха»). Эта заповедь соответствует наиболее скрытой Сфире — «Кетер» (Корона), поскольку данное повеление Торы невозможно исполнить в силу принятого решения, ведь человек не может специально что-то «забыть». Забывание может произойти только «по воле Небес».

2. Заповедь оставлять для бедных «лекет» [7] (отдельные колосья, которые падают во время жатвы) — соответствует Сфире «Хохма» (Мудрость), которая тоже относится к скрытым Сфирот. Падение тех или иных колосьев при жатве на поле фактически происходит случайным образом, однако, в отличие от «шикха», при любой жатве какие-то колосья обязательно будут падать на поле, точно так же, как поток мудрости спускается вниз каплями.

3. Заповедь оставлять для бедных «пэа» — несжатую полосу на краю поля — соответствует Сфире «Бина» [8] (Понимание). Человек сам выбирает, сколько колосьев и с какого края поля он оставит бедным в качестве «пэа», однако в случае с этой заповедью, как и с двумя предыдущими, он, на самом деле, ничего не раздает бедным от себя, поскольку эти три заповеди относятся к высшим, скрытым Сфирот. Тем не менее, в отличие от выпавших колосьев, которых обычно не так много, и падают он постепенно, «пэа» содержит в себе намного больший объем урожая [9], и эту полосу оставляют всю вместе. Подобным «пэа» образом Бина — это уже больший «гилуй Ор» (раскрытие Света), нежели Хохма.

4. Заповедь отдавать коэну «труму» (в книгах Каббалы [10] сказано, что коэн соответствует Сфире, называемой «Хесед» (Милость)).

5. Заповедь отдавать левиту «маасер»: левиты в Каббале соответствуют «Гвуре» [11] (Суду).

6. Заповедь левиту отделять от первого «маасера» (десятины урожая, получаемой от обычных евреев) «труму», и отдавать ее коэну: здесь соединяются предыдущие две Сфиры посредством Сфиры «Тиферет» [12] (Красота).

7. Заповедь отделять от урожая «вторую десятину» и есть ее в Йерушалаиме связана со Сфирой «Нецах» [13] (Вечность), поскольку в этой Сфире корень Йерушалаима.

8. Заповедь отделять от теста «халу» и отдавать ее коэну связана со Сфирой «Ход» [14] (Слава), поскольку из этой Сфиры, согласно Каббале, происходит корень Аарона.

9. Заповедь «Бикурим» (принесение в Храм первинок урожая) — соответствует Сфире «Йесод» [15] (Основа).

10. «Цдака» — это «всеобщая» мицва, касающаяся всех без исключения. Благотворительность связана со Сфирой «Малхут» (Царство) — нижней Сфирой, которая принимает духовный поток от всех остальных Сфирот.

Изучавшие Каббалу люди могут увидеть в ней и другие намеки и подсказки, которые не были упомянуты в этой статье. Но эту работу я оставляю читателю, в соответствии со сказанным в книге Мишлей (1:5): «Послушает мудрый — и умножит познания».

______________

[1] «Ор Заруа» 1.224; комментарий Рашба на трактат «Хала» 4; Раавиа «Лулав» 691; комм. Меири на трактат «Хала» 1.7; Рокеах 329; «Коль Бо» 24. Приводится также в «Мидраше Ва-ехулу» («Оцар Мидрашим», стр 157) . Тем не менее, Тур и автор «Менорат а-Маор» вместо запрета надевать на животное намордник упоминают заповедь первых плодов («бикурим»), а «Сидур Раши» приводит в качестве десятой заповеди «маасер они» — особую десятину, которую нужно отдать бедняку.
[2] Мишлей 5:18, 25:11, см. «Маалот а-Сулам», п.7: «Иногда Гаон проводил целую ночь, изучая одну мишну в разделе «Таарот», и он не завершал ее изучение, пока не обретал понимание ее каббалистического смысла». См. также в конце предисловия комментария «Тиклин а-датин» к трактату «Шкалим», напечатанному в обычных изданиях Талмуда после трактата «Псахим».
[3] Тшувот «Орах Хаим», 51.
[4] Тшувот 4:36.
[5] Тшувот «Хахам Цви» 36; «Маген Авраам» 25.20; «Шаарей Тшува» 25.11; «Мишна Брура» 25.42.
[6] См. также комм. Баха к Туру в этом месте, где он упоминает Десять Сфирот в отношении пищи, которую посылает нам Творец. Также во многих книгах Каббалы упоминается связь между десятью пальцами и 10 Сфирот (см. например «Сефер Йецира» 1.2).
[7] Заметим, что Гаон сперва упоминает заповедь «лекет», а потом «шикха». Возможно, причина в том, что такой порядок мы видим в Иерусалимском Талмуде, и именно в этом порядке данные заповеди обычно упоминаются у мудрецов (см. например Мишну: «Пэа» 4.6, 4.9, 5.4, 8.2, 8.8; «Трумот» 1.5; 6.5; 9.2; «Маасер Шени» 1.10; «Хала» 1.3; «Недарим»11.3; «Гитин» 5.8).
[8] См. Аризаль «Ликутей Шас», «Пэа».
[9] Мудрецы установили, что размер «пэа» должен составлять 1/60 от поля.
[10] См. например «Зоар» 3.121б.
{11] «Зоар», там же.
[12] «Тиферет» обеспечивает и соединение и баланс влияния Добра и Суда.
[13] См. Талмуд «Брахот» 58а, см. также «Шошан Содот» 251.
[14} Об этом упомянуто во многих местах. См. например «Зоар» (1.256б, 2.276б). В данной статье я предположил, что порядок изложения у Гаона соответствует порядку, в котором принято располагать эти Сфирот — сперва «Нецах», а потом «Ход». Но иногда их перечисляют в обратном порядке. И тогда «хала», которую дают коэну, как и «трума», (и Тора, на самом деле, «халу» тоже называет «трумой»), соответствует Сфире «Нецах», которая расположена «справа», как «Хесед». Тогда вторая десятина, которую ели в Иерусалиме, соответствует Сфире «Ход». И действительно, согласно многим источникам, Иерусалим соответствует этой Сфире (см. «При Эц Хаим», «Амида» 19). Заметим, что сомнение относительно порядка расположения связано с близостью Сфирот «Нецах» и «Ход». Эти Сфирот работают вместе (в человеческом теле они соответствуют двум ногам, и, конечно, на одной ноге долго не простоишь, — в отличие от Сфирот «Хесед» и «Гвура», соответствующих рукам, ведь руками можно пользоваться и по отдельности).
[15] См. комм. рабейну Бахье на Дварим (26:1); см. также «Пардес Римоним» 23.2. Возможно, стих в Бемидбар (18:3) намекает на эту идею, связывая понятие «бикурим» со словом «коль» (Все) — другим названием Сфиры «Йесод» (см. Диврей а-Ямим I (29:11), см. также Йехезкель (44:30)). Заметим, что «бикурим» — единственная из упомянутых заповедей, где требовалось принести плоды в Храм и положить у основания («йесод») жертвенника (Дварим 22:4; см. Рамбам «Илхот Бикурим» 3.12).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com