Поделиться

Об обычае печь халу в форме ключа (шлиссель-хала)

Грядущий шаббат был знаменателен тем, что многие евреи пекут на кидуш халу в форме ключа (шлиссель-хала). Уже несколько лет я смотрю на фото этих хал, которые выкладывают в социальных сетях разные люди, и по-доброму посмеиваюсь. Не над обычаем — в его поддержку я выскажусь далее. Веселье доставляет фантазия людей и непредсказуемое поведение дрожжевого теста в духовке. Я и сам, глядя на свои заготовки хал, всегда смеюсь и надеюсь, что форма халы останется в рамках первоначальной концепции.

Однако, в тех же социальных сетях, можно встретить высказывания, что это авада зара и языческий обычай, склоняющие людей не печь халу в форме ключа по этой причине. Чтобы какая-то вещь оказалось авада зара и языческим обычаем, необходимо, как минимум найти группу людей, которые поклоняются ключу или имеют обычай печь хлеб в форме ключа в рамках идолопоклоннического культа. Я не поленился и решил найти такую группу людей. Не нашел. Пекут хлеб в форме ключей только евреи. И, как Вы знаете, не поклоняются ключу. Однако, наша привычная хала в форме косы, таки-да — ритуальный хлеб, используемый среди почитателей чуждого культа. Минимум у четырех народов используется хлеб в форме косы на праздновании праздников своего культа:

1) у итальянцев (так называемый «пасхальный хлеб»);
2) у болгар (козунак);
3) у чехов (идаш);
4) у греков (цурек).

Возникает вопрос: почему хала в форме ключа — это авада зара и языческий обычай, хотя нет ни у одного народа или культа обычая печь такой хлеб для своих божков, а обычная хала претензий не вызывает, хотя печь именно такой хлеб в культовых целях есть у народов?

Быть может, те, кто называет халу в форме ключа язычеством, путают идолослужение с колдовством? Скорее всего, да. Потому что хала в форме ключа в шаббат после Песаха — это сгула на парнасу, и кто-то усмотрел в этом разновидность колдовства. И я опять не соглашусь.

Действительно, те, кто печет халу в форме ключа, считают, что это сгула на парнасу и связывают её с тем, что после Песаха, когда евреи вошли в землю Израиля перестал выпадать ман, и им самим с этого времени предстояло заботиться о своём пропитании. Однако, всё пропитание на земле подается Вс-вышним, и Он подает нам пропитание в других формах. Поэтому этот период в году хорошо подходит для просьб Вс-вышнему о нашем материальном благополучии, ключи от которого в Его руках. При этом, распространяемая сегодня версия сгулы содержит определенный порядок действий, включающий в себя отделение халы, чтение молитвы, в которой человек просит у Вс-вышнего благополучия для себя и своей семьи, отделение цдаки.

Колдовство ли это? Чтобы понять, предлагаю обратиться к обычаям другого дня, а именно — Рош а-Шана. Вы уже догадались, что я говорю о симаним товим на трапезе в Рош а-Шана. Поедание этих симаним (а по мнению некоторых, даже простой взгляд на них за столом) должно привести к тому, что мы избавимся от тяжелых постановлений, размножимся, будем во главе, наполнимся заповедями и т.д. Подробнее, см. ША ОХ симан 683, а также Рамо и Мишна Брура на это место. Разумеется, всё это исполнится не в заслугу поедания фасоли и свёклы, а в силу молитв (пусть и весьма коротких), которые мы читаем перед поеданием одного из симаним. В Мишна Брура Тиферет эти короткие молитвы так и называют — «бикшат рахамим» (испрошение милости).

Согласимся, что материальное благополучие, посылаемое Творцом, — можно считать милостью. Поэтому в просьбе материального благополучия нет ничего плохого. Теперь перейдем к форме данной просьбы.

Не секрет, что просить у Вс-вышнего можно и словами, и мысленно. А тот, которому удаётся во время молитвы направлять свои мысли к соответствующим тексту молитвы понятиям — вообще молодец. Про такого говорят: молится с каваной. Также не секрет, что можно свои молитвы сопровождать действиями. А в некоторых случаях не можно, а нужно: например, во время существования Храма, человек по ошибке совершивший какое-то запрещенное действие, должен был раскаяться (т.е. в молитве просить у Вс-вышнего прощение и пообещать больше так не поступать) и принести овцу в жертву хатат. Таким образом, действия тоже могут быть элементом молитвы (т.е. просьбы) наравне со словами и мыслями. Мы в просьбах ко Вс-вышнему говорим что-то, для того, чтобы это исполнилось. Мы надеемся на то, что наша просьба исполнится. Так вот и действия совершаются ровно для того же.

РаМБаН в комментарии на главу Лех Леха (Берешит 12, 6) пишет:

ודע כי כל גזירת עירין כאשר תצא מכח גזירה אל פועל דמיון תהיה הגזרה מתקיימת

И знай, что всякий приговор Небес, когда он выходит в форме подобного действия, будет реализован в действительности.

И поясняет на примере пророка Йирмия, который сказал своему ученику Серайа сыну Нерия: «И будет: когда ты закончишь чтение этого свитка, то привяжи к нему камень и забрось его в Перат. И скажи: «так погрузится Бавэл и не поднимется из-за бедствия, которое Я наведу на него; и изнемогут они«.

Тут мы видим, что пророческие слова иллюстрируются похожим действием. Так вот, комментарий РаМБаНа о том, что мы что-то делаем, чтобы это потом исполнилось, используется как объяснение наших действий с едой на Рош а-Шана в книгах «Хазон Овадья» (стр. 98) и «Шофар бэ-Цион» (стр. 117). И Хазон Овадья пишет:

וכן אנו עושים הסימנם האלה באופן מעשי, ולא מסתפקים באמירת יה»ר בלבד, לסימנא טבא שהכל יצא מין הכח אל הפועל

И так мы делаем эти добрые знаки действием практическим, и не довольствуемся одним только говорением (молитвы) «Йеhи рацон», чтобы вышел добрый знак (так же и) из силы (нашего) действия.

И мы не считаем поедание рыбьей головы в Рош а-Шана колдовством. С халой случай похожий, но отличающийся тем, что молитва перед выпечкой халы намного длиннее и однозначно говорит о том, что символизирует ключ:

בזכות מצוות חלה יהיו ילדינו ניזונים תמיד מידיו של הקדוש ברוך הוא ברוב רחמיו וחסדיו וברוב אהבה

В силу заслуги заповеди (отделения) халы будут дети наши иметь пропитание постоянно из рук Святого, Благословен Он, во многом милосердии и милости, и во многой любви.

Да и как не вспомнить, что на Рош а-Шана пекут круглую халу с определенным символизмом, и к этому обычаю вопросов не возникает.

Тут нужно сказать, что сам обычай печь шлиссель-халу впервые зафиксирован р. Авраамом Йеhошуа Хешелем из Апты (жившим 200 лет назад) в книге «Оhев Исраэль» и назван им «обычаем из древних дней». В своей книге он пишет:

ונעשה על החלה צורת מפתח ומנהג ישראל תורה הוא וצריך טעם

И сделают халу в форме ключа, и (так как) обычай Исраэля — он (как) Тора и (поэтому) должен иметь причину.

Кроме того (уже вне контекста ключа), из нашей практики мы видим, что допустимо к обычному порядку исполнения той или иной заповеди добавлять действия, побуждающие других к исполнению. Самым ярким примером служит седер Песаха, который в своих элементах задуман, чтобы пробудить интерес у детей к происходящему. Необычная форма халы с этой задачей справляется даже в отношении взрослых.

Вернемся теперь к вопросам о том, является ли хала в форме ключа идолослужением, языческим обычаем или колдовством. На поверку оказывается, что ключу евреи не поклоняются и не считают эту халу обладающей особой святостью, так как сгула связывает ожидаемый материальный достаток не с поеданием халы, а с процессом её изготовления, точнее — с выполнением двух заповедей:

1) заповедью отделять халу от теста;
2) заповедью давать цдаку.

Всё это действие сопровождается молитвенной просьбой к Вс-вышнему о благополучии. Ни один источник не говорит о том, что сама хала приобретает особую святость. Поэтому подозрение в идолослужении отпадает.

Языческим обычаем это назвать тоже нельзя, так как нет ни одного народа, пекущего хлеб в форме ключа так, как делаем это мы. Предположение о том, что это разновидность колдовства, разбивается об обычай симаним товим на Рош а-Шана.

Поэтому, осуждать этот обычай нет веских оснований. И я хочу напомнить, что обычай — он на то и обычай, что кто-то ему следует, а кто-то не следует. Поэтому, те, кто не печёт халы-ключи, ничего не нарушили и не лишатся пропитания, если о нём просто помолятся словами и в мыслях.

А тем, кто печёт, хочу сказать в заключение, что у Вс-вышнего в руках ключи от всего и связывать эту сгулу можно не только с пропитанием. В мидраше Отийот дэ-рабби Акива в главе, посвященной букве Зайн, сказано:

Зайн — это имя Святого, Благословен Он, который питает (зан) и кормит все творения рук Его от рогов баранов до яиц в гнёздах, как сказано (Теилим 104, 13): “Орошает (Г-сподь) горы из верхних чертогов Своих, плодами дел Твоих насытится земля”. И сказано (Теилим 145, 16): “Открываешь руку Твою и насыщаешь всё живое благоволением”. И сколько ключей есть у Него, у Святого, Благословен Он? Есть у Него ключ для женщины, как сказано (Берешит 29, 31): “И отверз утробу ее”. Есть у Него ключ от дождей, как сказано (Дварим 28, 12): “Откроет Г-сподь для тебя сокровищницу свою добрую”. Есть у Него ключ для оживления мертвых, как сказано (Йехезкель 37, 13): “И узнаете, что Я – Г-сподь, когда открою Я погребения ваши”. Есть у него ключ от заработка, как сказано (Теилим 145, 16): “Открываешь руку Твою и насыщаешь всё живое благоволением”. Есть у Него ключ от отверстий (в человеческом теле), как сказано (Йешайа 51, 14): “Скоро освободится согбенный”. Есть у Него ключ от мана, как сказано (Теилим 78, 23-24): “И повелел Он облакам наверху и двери небес растворил, и дождем пролил им ман для еды”. Есть у Него ключ от обновления царства (Йешайа 60, 11): “И открыты будут всегда ворота твои”. Есть у Него ключ от глаз, как написано (Йешайа 35, 5): “Тогда откроются глаза слепых”. И написано (Бамидбар 22, 31): “И открыл Г-сподь глаза Биламу”. Есть у Него ключ от глухоты, как сказано (Йешайа 35, 5): “И уши глухих отверзнутся”. Есть у Него ключ от губ, как сказано (Теилим 51, 17): “Г-споди, открой уста мои”. Есть у Него ключ от рта, как сказано (Бамидбар 22, 28): “И отверз Г-сподь уста ослицы”. Есть у Него ключ от языка, как сказано (Мишлей 16, 1): “А от Г-спода – ответ языка”. Есть у Него ключ заточённых, как сказано (Теилим 146, 7): “Г-сподь освобождает узников”. Есть у Него ключ от земли, как сказано (Йешайа 45, 5): “Раскроется земля, и принесут спасение”. Есть у Него ключ от Ган Эдена, как сказано (Теилим 118, 19): “Откройте мне ворота справедливости”. Есть у Него ключ от Геhиннома, как сказано (Йешайа 26, 2): “Отворите ворота, пусть войдет народ праведный, хранящий верность” — не читай “хранящие верность” (шомер эмуним), а только (читай) “который говорит — амэн” (ше-hу омер амэн).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com