Поделиться

Обращение в нееврейский суд

Автор: Рав Давид Канторович, главный раввин г. Гомель (Беларусь)

В этой статье мы займемся, с Б-жьей помощью, вопросами, которые связаны с обращением евреев в нееврейские суды и другие инстанции.

Мы знаем, что в случае спора между евреями по поводу денег, имущества или других материальных вопросов, им следует обратиться в суд Торы. К нееврейским судебным инстанциям апеллировать запрещено. Этот запрет, распространяющийся даже на государственные суды Израиля, которые, выносят решения, не опираясь на законы Торы, учат из главы «Мишпатим» в книге Шмот: «И вот законы, которые положишь перед ними» – перед «ними» (старейшинами), а не перед непосвященными.

Рашбо в респонсах, и «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат» гл. 26) пишут, что тот, кто обращается в нееврейский суд, как будто отрицает истину Торы, т.к. он не надеется, что с помощью ее законов можно решить тяжбу. Однако евреи верят в силу закона Торы и полагаются на него, поэтому есть особенный запрет судиться у судьи-нееврея, тем более, если при этом отдают судьбу еврея в руки нееврейских властей. За нарушение этого запрета можно даже потерять долю в Грядущем Мире.

В качестве примера хотелось бы привести слова Хазон Иша в его книге «Эмуна ве битахон» (глава 3). «В комментарии «Питхей тшува», п. 17 на «Хошен мишпат», 156 приводится выдержка из книги «Яд Шауль» («Йоре деа», 245), где описывается случай, когда в один город пришли преподаватели из других мест, и местные учителя хотели заставить их уйти, обратившись за помощью к правителю города, и ссылались при этом на сказанное у Рамо.

Автор «Яд Шауль» написал об этом пламенные слова: «То, что говорят, что к мудрецам Торы и преподавателям (Мишны и Талмуда) не относится все это… и что слова «ревность книжников умножит мудрость» относятся только к учителям маленьких детей, но не к преподавателям Мишны и Талмуда, — все это неверно… Из этой истории мы видим, как распространялось установление закона в Израиле. Если закон Торы не на стороне новых преподавателей, то разрешается изгнать их при помощи правителя, и подобное изгнание — это исполнение заповеди Торы, даже если это делается руками нееврея. Здесь нет доноса властям, нет никакой низости и предательства (выдачи еврея в руки неевреев), напротив, исполнение заповеди воцарения закона Торы. Но если закон — на стороне новоприбывших, и разрешает им преподавать, то изгоняющий их (при помощи властей) — доносчик, и он исключает себя из еврейского народа…»

Из этих слов Хазон Иша можно понять, что мораль в этом случае зависит от закона. Подобные вопросы подобны «горам, которые висят на волоске». И «на толщину волоска» отстоят друг от друга действиями во славу Торы, и поступками, за которые можно потерять долю в Грядущем Мире. Обсуждение этого закона можно разделить на две части. Во-первых, есть запрет судиться не по законам Торы. Во-вторых, даже когда есть решение Торы, возникают проблемы в его реализации. И в ситуациях, когда ясно, кто прав и кто виноват, что не всегда очевидно, обращаться за помощью к нееврейским властям можно лишь в исключительных случаях.

Если речь идет о нарушении закона государства, то тогда никому нельзя отдавать еврея-нарушителя в руки нееврейских властей, несмотря на то, что закон государства обязывает и по Торе. По горькому опыту ведения общинных дел с нееврейскими властями известно, что им достаточно однажды предъявить претензии к евреям, для того чтобы позже уничтожить их морально, а зачастую и физически. Таким образом, в большинстве случаев запрещено обращаться к нееврейским законам и нееврейским властям. Однако в некоторых случаях это позволено делать.

1. Если есть опасность для всего общества.
2. Если этот человек вышел из доверия и на него не распространяется тораническое понятие «амитеха» – «твой товарищ».[1]
3. Если он не подчиняется еврейскому суду.
4. Если нужно пресечение каких-то действий: остановка строительства, шума, драки и другого беспредела.
5. Если на еврея уже подали иск в нееврейский суд, то разрешено обращаться туда, чтобы защищаться.
6. Разрешено обращаться к адвокатам, когда пишут письма, угрожая иском, и пытаются договориться вне суда.
7. Разрешено обращаться в специализированные профессиональные суды, такие как офицерский суд чести, суд алмазной биржи, и.т.п.

Остановимся подробнее на каждом из пунктов.

1. В тех случаях, когда из- за незаконных действий данного человека реально может пострадать вся еврейская община, разрешено подать на него исковое заявление в нееврейский суд. Например, когда отдельный человек занимается контрабандой запрещенных товаров без пошлины или делает фальшивые монеты, то при раскрытии таких преступлений страдают не только непосредственные нарушители, но и пособники. А так как для принято считать, что все евреи заодно, то в результате суда могут пострадать за это многие. По этой причине фальшивомонетчика надо предупредить о том, что его действия создают угрозу для всех. Если он не реагирует, то разрешено пожаловаться на него властям.

Законоучители говорят также, что на человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться на него в полицию. («Минхат Ицхак» 8, часть 148.)

2. Как пишет Хафец Хаим, о человеке, который не соответствует понятию «амитеха», можно злословить. Также, на такого можно подавать и в нееврейские органы. Однако для такого решения должны быть основания. Нельзя верить слухам. Если же позиция этого человека ясна и есть неопровержимые доказательства, что его взгляды и поступки противоречат Письменной и Устной Торе, то не приходится сомневаться. Такой человек теряет все те права, которыми обладает «амитеха» – «твой товарищ». Нельзя забывать, что пока еврей основывает свою жизнь на 13 принципах веры, он считается кашерным евреем.

3. К сожалению, не всегда верующий и соблюдающий еврейский закон человек может решить свой вопрос в суде Торы. Что делать? В таких случаях следует брать разрешение бейт дина на обращение в обычный суд. При этом надо учесть, что в случае удачного разрешения спора в Вашу пользу, можно получить с проигравшего только то, что полагается выигравшей стороне по Торе. Этот момент следует выяснить у авторитетного раввина (судьи). Автор «Хаей Адам» пишет, что в этом случае, даже если человек сам нашел какую-то цитату из наших книг, оправдывающую его позицию, лучше обсудить ситуацию с признанным знатоком закона в этой сфере, так как в денежных делах есть большой соблазн решить спорный вопрос в свою пользу.

4. Можно обращаться с жалобами в полицию, жилищный комитет или к городским властям, если наш сосед, еврей, шумит ночью или начинает что-то строить незаконно на совместной территории, в таких случаях, когда нужна лишь мера пресечения действий, ради чего и жалуются властям. Далее выяснять отношения необходимо в раввинском суде. Если же еврей отказывается судиться в бейт-дине, то можно взять у еврейского судьи разрешение на обращение в гражданский суд, как мы уже говорили.

5. Если один еврей подал в суд на другого, то и у того есть право также обратиться в нееврейский суд с жалобой на одноплеменника. В этом случае его действия будут расцениваться не как обращение в суд неевреев, а как самозащита. Но по решению нееврейского суда ваш оппонент не должен потерять больше, чем ему было бы присуждено по закону Торы. Вместе с тем, он обязан возместить все расходы по защите и обращению в нееврейский суд, так как эти шаги были им спровоцированы.

6. Запрет судиться в нееврейском суде накладывает ограничения и на работу адвокатов. Если обращение к нееврейскому суду запрещено, то и адвокату запрещено в этом участвовать. Но договариваться вне суда адвокатам можно.

7. Теперь о специальных профессиональных судах, правила которых регламентируют профессиональную деятельность в определенной отрасли. Например, биржевой суд, который на месте определяет действительность той или иной сделки. В своей работе такие суды пользуются правилами, принятыми людьми данной профессии. Все сотрудники биржи могут обращаться туда в случае разногласий, чтобы решить спорные вопросы в соответствии с принципами профессии, и не «выносить сор из избы». В это правило не входят суды по вопросам труда или по семейным проблемам, хотя к ним разрешено апеллировать в случае претензий к представителям учреждений или частным лицам, которые не пойдут в суд Торы.

Данная статья не претендует на полноту обзора и подробный разбор всех возможных ситуаций. Здесь обрисованы общие подходы и ключевые моменты в принятии решения об обращении в нееврейский суд. Но в каждом конкретном случае лучше спросить сведущего раввина, чтобы случайно не оказаться, не дай Б-г тем, кто теряет свои права в этом мире и свою награду в Будущем.

_____________

[1] Человек, который открыто нарушает Тору. «Базовым» критерием обычно считается публичное нарушение святости Шабата. В последние десятилетия в раввинской среде идет бурная дискуссия о том, каков статус несоблюдающих евреев из ассимилированных светских семей в наши дни. Многие авторитеты считают, что все они – «дети, выросшие в плену», а значит, их нельзя исключить из понятия «амитеха».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com