Поделиться

Обязанность записывать непредумышленные грехи | Откуда и зачем?

Из нескольких источников мы можем узнать, что существует обязанность вести запись всех наших грехов, которые мы совершили случайно и ненарочно (бешогек). Это нужно делать для того, чтобы в будущем, когда будет отстроен Третий Храм мы смогли бы там принести жертвы за все наши ненарочные грехи (жертва хатос).

Приведу несколько мест, откуда мы можем выучить эту обязанность:

1. В Талмуде, трактате Шабат (12б) сообщается, что мудрецы ввели запрет читать в шабат при свече свечи или светильника, т.к. есть опасность, что человек увлечется и ее больше разожжет, и таким образом нарушит закон. Талмуд сообщает нам, что раби Ишмоэль бен Элиша не поверил, что человек может так сильно увлечься и забудет о запретах в Шабат, поэтому раби Ишмоэль оспаривал данное постановление. Далее Талмуд нам сообщает, что, в конце концов, раби Ишмоэль, читая в Шабат при свете светильника, очень увлекся и подкрутил его, таким образом он сам нарушил Шабат, естественно ненарочно. Далее в Талмуде написано, что раби Ишмоэль записал об этом случае у себя в дневнике, чтобы, когда будет отстроен Храм не забыть принести жертву Хатас.

2. В другом трактате Талмуда Йума (80а) написано, что человек, который случайно съел запрещенный жир (хэлэв), должен записать точное количество съеденного, ибо будущие еврейские суды могут изменить размер Кезаис, меру объема/веса, за съедение которого человек должен будет принести жертву Хатос.

3. Еще в одном трактате Талмуда (Швуэс 26а) рассказывается, что два мудреца, рав Каане и рав Аси, спорили о том, что сказал их учитель. В разгаре спора оба поклялись, что именно то, что они говорят, и сказал их учитель. Через какое-то время пришел их учитель, и они выяснили, что один из них был неправ. Но он не согласился и сказал, что его оппонент его неправильно понял и таким образом они говорили одно и то же. И поэтому клятвы обоих были легитимны. А поэтому в будущем жертву Хатос за напрасную клятву никто приносить не должен. Комментарий Тосфос замечает, что косвенно из этого отрывка мы можем выучить, что нужно записывать все наши ненарочные грехи, чтобы потом помнить о кол-ве жертв Хатос, которые мы должны будет принести.

В алахических сборниках и респонсах раввинов несколько раз встречается обязанность вести учет всех наших ненарочных грехов. Так пишет Минхас Хинух (129:7) и Сфас Эмес (на Йума 80а) и похожий закон упомянут в комментарии Моген Авром на Рамо 334.

Так почему мы это не делаем? Почему не принято в наше время вести записи о грехах?
Я никогда не видел, чтобы это кто-то делал. Почему?

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com