Поделиться

Одобрямс!

Слава пророкам на всей земле,
Кроме родного угла…

Р. Киплинг

Моше, увидев избиение египтянином еврея, вмешивается и, произнеся Имя Всевышнего, убивает египтянина. А назавтра это становится известно египетской полиции… Вернёмся к началу конфликта и попытаемся проследить, почему справедливый упрёк Моше еврею, которому он накануне спас жизнь, вызвал необходимость бегства из «родного» Египта на целых 58 лет?

Но по порядку. В Египте существовал приказ фараона, запрещающий сексуальные связи с рабынями-еврейками. Однажды египетский надзиратель заглянул в дом еврейского урядника Датана. Его супруга вышла поприветствовать гостя. Она, в отличие от сварливого мужа, обладала невероятной доброжелательностью и, не получая взаимности в семье, дарила её всем окружающим. Египтянин принял её доброжелательность за внимание к своей особе и похоть пересилила страх перед фараоном. Но не настолько, чтобы потерять благоразумие. Он отослал мужа на работу и сам ночью под видом мужа проник к хозяйке. Она не заметила подмены. Египтянин думал, что его действия останутся безнаказанными. Но муж преждевременно вернулся с работы и застал египтянина, крадущегося из его дома. Взбешённый тем, что его хитроумный план может стоить ему жизни, египтянин набросился на Датана, желая его убить или избить так, чтобы он проглотил язык и не рыпался. Муж не сопротивлялся.

Моше святым духом увидел все преступления егип-тянина, по закону приговорил его к смерти и привёл в исполнение приговор. Видел это только Датан, которому Моше спас жизнь.

На следующий день Датан начал конфликтовать с братом жены Авирамом, требуя развода. Вероятно, ещё он требовал отдать свадебные подарки или выдвигал другие финансовые требования. Утверждал, отчасти справедливо, что она во всём сама виновата. Конфликтные люди всегда найдут, что «тёплого» сказать друг другу, а тем более, если есть на это веская причина. В конце концов Датан в качестве аргумента замахнулся на Авирама. Моше увидел это и назвал Датана злодеем. Он понимал, что если евреи будут конфликтовать, то галут продлится вечно.

И тут двое евреев, как свора дерущихся собак, набрасываются на пытающегося их разнять Моше. Причём в своей ненависти доходят до того, что доносят на него фараону, требуя для Моше смертной казни за убийство египтянина!

Датана и Авирама Тора считает двумя злейшими злодеями среди евреев, вышедших из Египта, и лишает их будущего мира. В конце концов Всевышний уничтожает их самих, их имущество, даже детей – так, чтобы истребилась о них память. Видите, до чего доводит дурной характер! Хотя оба ведь были верующими людьми, соблюдали заповеди, для них двоих даже отдельно и специально разверзлось Камышовое море!

В чём же причина их поведения и тяжёлого наказания? – Сварливость! Что это такое? Склонность к конфликтам, ссорам и предрасположенность постоянно проявлять недовольство. Недаром мудрейший из людей сказал, что лучше жить на земле пустынной, нежели, чем с женой сварливой и сердитой. Склонность эта более присуща женскому полу и женоподобным мужчинам. Отношение Датана и Авирама к Моше тем более преступно, что зло, которое они причиняют ему, объясняется только их дурным характером, а не хотя бы желанием прибыли. Кроме того, они проявляют чудовищную неблагодарность.

Сварливость наступает широким фронтом. На флангах – нервозность, нетерпимость, злопамятность и гордыня, в тылу – эгоизм и неблагодарность, в центре – неудовлетворённость всем и вся. Люди, подверженные сварливости, постоянно предъявляют претензии и судят людей. Причём чем человек выше их духовно, тем больше они негодуют. Уступают только грубой физической силе или власти. На египтян они даже не пикнули, хотя те убивали их детей! Живя по формуле: «Господин волк сам знает, кого съесть».

Сегодня для сварливости – праздник и раздолье! Залез в интернет, прикрылся «ником», как фиговым листком, и ругай-оскорбляй-обвиняй-нуди сколько хочешь и на кого пожелаешь. Никто тебя не достанет, а если и могли бы – поленятся, подобных разливанное море. Такая «Школа злословия» – никакой Шеридан не нужен! И ещё академия нытья имени Датана и Авирама. Боюсь, что и результаты недалеки от древнеегипетских.

Хочу по аналогии привести историю двадцатилетней давности. Я работал педагогом шахмат в израильской школе. Язык знал плохо, шестилетки были неуправляемые, шахматы их не интересовали. Ворвавшись в класс, «цветы жизни» разбивались на пары и начинали избивать друг друга. Особенной жестокостью отличалась одна шестилетняя сефардка с фигурой Геракла. Она схватила за волосы щуплого русскоязычного мальчика и била его лицом об колено. Я с трудом вырвал его из её рук. Тут мальчишка гордо заявил мне на иврите: «Это тебе не Русия! Я сейчас пожалуюсь в полицию». И на следующий день меня (к счастью!) уволили.

Меня поразила эта неблагодарность. Но сейчас я думаю, он боялся, что после моего вмешательства его станут в моём отсутствии избивать ещё сильнее и спешил декларировать свою лояльность.

Не в этом ли поступке кроется причина доноса Датана и Авирама на Моше?

Но мне кажется, что я их стал чуть ли не оправдывать?! А может быть, это была просто типовая реакция советских рабочих, которые всяких там Пастернаков, Галичей, Сахаровых да Солженицыных никогда не читали, но они их совсем не одобрямс!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com