Поделиться

Особый стол к Шаббату?..

Шаббат прошёл и это значит, что нужно готовиться к следующему. Некоторые удивительные вещи (смысл которых не всегда ясен сразу) из книги «Ва-иктов Мордехай» я хочу привести в этой заметке.

Например, стол для шаббатней трапезы должен быть длиной 12 тефахов (ладоней), а шириной 6 тефахов. Высота — не выше 10 тефахов и не ниже 9 тефахов. Сразу хочу вставить свой комментарий: слова «должен быть» — не заповедь и если стола с такими размерами нет, то нет никаких проблемиспользовать то, что есть. Далее будет ясно, что этот стол будет использоваться не совсем так, как обычный обеденный стол. Это можно понять хотя бы из размеров стола: 12 тефахов по Хазон Ишу (самое большое значение) равно 115 см, а 6 тефахов — около 57 см. Согласитесь, что за таким столиком будет тесновато большой семье. Для чего нужен этот стол, я напишу ниже.

Очень важно, чтобы стол (не только тот, который я описал, но и обычный обеденный стол) имел четыре ножки, как это было у стола для хлеба в Храме.

Не буду интриговать и скажу, для чего нужно на шаббат накрыть стол с особыми размерами. Он нужен, чтобы на нём расположить 12 хал в порядке, который приведён на рисунке. Так нужно делать со слов Аризаля в память о 12 хлебов преложения (лехем а-паним). И размер этого стола соответствующий тому, что описан в ТаНаХе. 12 хал нужно располагать перед каждой из трех трапез. Очевидно, что на самой трапезе халы можно брать с этого стола и есть. Но к началу следующей трапезы число хал нужно восполнить до 12. После окончания шаббата оставшееся от 12-ти хал нужно съесть в течение недели. Кстати, согласно Хесед ле-Авраам, тот кто ест мясо и пьёт вино в дни, когда читают молитву Таханун, будет наказан после смерти. И есть только два способа есть в будни мясо и пить вино, один из которых — есть мясо и пить вино, которые остались от шаббата (второй способ — это съесть перед мясом и вином яйцо в память о разрушении Храма).

Вернёмся к столу с халами. Его нужно расположить в северной части комнаты, где происходит шаббатняя трапеза, а шаббатние свечи должны стоять в южной части. Это нужно вот для чего: хлеб — это Хесед, а огонь (свечи) — Гвура, в свою очередь — север это Гвура, а юг — Хесед. Таким образом, располагая стол с хлебом на севере, а свечи на юге, создаётся баланс, когда Хесед уравновешивает Гвуру. И именно так в Храме были расположены менора и стол для хлебов: стол на севере, а менора на юге.
Если хозяйка дома решит накрыть такой стол, то она должна покрыть стол двумя скатертями: верхней и нижней. И поссле того, как будут положены скатерти (и, видимо, расположены халы в указанном порядке), пусть хозяйка дома положит обе руки на стол и скажет пасук (Йехезкель 41, 22):

וַיְדַבֵּר אֵלַי זֶה הַשֻּׁלְחָן אֲשֶׁר לִפְנֵי ה’

И сказал он мне: это стол, который перед АШемом.

Посредством произнесения этого пасука располагается святость на столе.


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com