Поделиться

Отрывок Захор | Сотри память об Амалеке

Шалом, дорогие друзья! На этой неделе мы читаем отрывок Захор. Когда мы будем читать мафтир в конце чтения недельной главы, перед Пуримом мы всегда читаем напоминание о том, что нам делал Амалек, для того чтобы не забыть заповедь стереть память об Амалеке. На этой неделе я хотел бы немного поговорить о том, что это за заповедь и с чем мы боремся.

Дело в том, что Рамбам в «Законах Царей» пишет, что заповедь стереть Амалека относится только к тем случаям, когда Амалек не примиряется с народом Израиля. Однако, если Амалек примиряется с народом Израиля, нет никакой заповеди его уничтожать. Раавад (раби Авраам бен Давид) критикует мнение Рамбама и сразу же пишет, что недостаточно того, чтобы Амалек помирился с народом Израиля. Амалекитяне должны принять 7 заповедей сынов Ноаха, и только тогда можно с ними примириться.

В «Кесеф Мишнэ» раби Йосеф Каро считает, что Раавад стучится в открытую дверь, а Рамбам считал то же самое, с чем согласен раби Йосеф Каро. Он приводит в «Кесеф Мишнэ», что понятие ишлимо («помирился») включает в себя принятие 7 заповедей Бней Ноах. Если амалекитяне приняли на себя соблюдение 7 заповедей, значит, они перестали быть частью семи народов и, соответственно, будут считаться обычными потомками Ноаха, которые совершенно кошерны и нет никакой заповеди их уничтожать.

Из этого выходит, что война с Амалеком — это не национальная война с каким-то народом; это война с культурой. У иудаизма нет проблемы собственно с людьми, которые произошли из семени Амалека. Есть проблема с культурой, которую несет Амалек. Если Амалек исправит свои пути, пойдет прямой дорогой и примет на себя 7 заповедей Бней Ноах, больше не будет никакой причины с ним воевать. Нам осталось выяснить: а что же это за такая культура Амалека, с которой нужно бороться? С чем мы должны бороться сегодня и для чего должны читать раз в год отрывок Захор, чтобы помнить, что сделал Амалек и что у нас есть заповедь стереть его с лица земли?

Интересно по этому поводу обратить внимание на то, как возвращается элемент разницы между еврейским народом и Амалеком в трех основных частях Танаха — в Торе, Невиим (Пророках) и Ктувим (Писании). В Торе о нашем отрывке Захор, который мы будем читать в этот Шаббат, говорится так:

Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта; как он встретил тебя на пути и перебил позади всех ослабших, и ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га.

Дело в том, что если мы прочтем это место на иврите, мы можем обратить внимание на одну очень интересную фразу…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com