Парные композиции праздников – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Парные композиции праздников

Недавно размышляя над интересными особенностями еврейского календаря, я обратил внимание на важный факт.

Год делится на четыре сезона — весна, лето, зима и осень, и в еврейском календаре на лето приходится две ключевые даты — 17 тамуза и 9 ава. Обе эти даты не являются праздниками в позитивном понимании. Скорее, наоборот, мы скорбим и постимся, то есть не радуемся и не пируем. Но, невзирая на знак минус, это именно ключевые даты, более того, под ними Тора «запаковала» потенциальный позитив — первые скрижали и первый репортаж об Израиле.
И далее произошел интересный и поучительный момент творчества — момент обнаружения закономерности. Я увидел, что в остальные три сезона ключевые дни можно тоже организовать в виде пар.

Как это выглядит?
Весенняя пара — это Песах и Шавуот.
Зимняя пара — это Ханука и Пурим.
Осеннюю пару выделить сложнее, но интереснее. Все осенние ключевые даты умещаются внутри одного месяца — тишрея. И этих дат можно увидеть четыре — Рош Хашана, Йом Кипур, Суккот и Симхат Тора.
Но раз уж мы ищем паттерн пары, то мы его замечаем. Первые два праздника составляют первый «метаэлемент», а вторые два праздника составляют второй. При этом очень логично выделять пары таким образом. Первые два праздника называют «днями трепета», а вторые называют «днями радости». То есть осенью у нас есть не два праздника, а две пары, каждая из которых содержит, в свою очередь, два праздника, объединенных общим эмоциональным зарядом.

Внутри пар и растительность

Часть из этих пар имеют «официальные» внутренние дни, обладающие своей значимостью.
Начнем с лета. Три недели между двумя постами имеют свое название. На иврите их называют «бейн амецарим», что дословно переводится «меж теснинами», но также слово «цар» является основой слова «цурэс», то есть можно это перевести как «между цурэсами».
Период между 17 тамуза и 9 ава также является проблемными днями и требует аккуратности, дабы не накликать новых «цурэсов». Между 1 и 9 ава есть, в частности, запрет есть мясо.
Весной у нас также есть официальный интервал между Песахом и Шавуотом. Это дни Сфират а-Омер. Мы официально ведем счет этих дней. А каббалисты распределяют эти 49 дней как 7 нижних сфирот, разделенных на 7 сфиротных частей. Такой двойной анализ сфирот является «высшим пилотажем» каббалы, когда мы не просто анализируем сами сфирот, но учимся выделять в каждой сфире семь сфиротых свойств.

Как я уже писал, в этом году меня познакомили с двумя проектами описания систем сфирот. Пинхас Полонский сделал суперкраткую версию (по абзацу на каждый день). А рав Матияс Вайнберг выпустил серию книг, где каждый из 49 дней был расписан в виде главы размером около 100 страниц. И все это относится к дням между весенними праздниками.
Зимой дни между Ханукой и Пуримом не обращают на себя наше внимание. Но есть между этими днями загадочный праздник Ту би-Шват, переоформленный в мистический формат великим каббалистом Аризалем.

Осенью мы имеем самый короткий промежуток — между Йом Кипуром и Суккотом. Но он имеет деловую окраску. В эти дни мы готовимся к Суккоту. Мы активно занимаемся строительством сукки, а также выбираем и покупаем четыре суккотних растения.
Соединив четыре растения Суккота (осень), семь плодов Ту би-Швата (зима), снопы ячменя Сфират а-Омера (весна) и запрет перед 9 Ава есть мясо (лето), мы увидим интересную общность и закономерность еврейских внутрипраздничных интервалов.
Итак, наш анализ позволил увидеть в еврейском календаре дополнительный смысл, структуру и Б-жественную мудрость.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.