Переход через море смыслов - Рав Меир Брук
Рубрики

Переход через море смыслов

Помочь уроку

Тексты, c которыми работает культура, обладают различными свойствами.

Бывают одномерные или «плоские» тексты, цель которых состоит в простом описании ситуаций. Как говорил один известный деятель «Что вижу – о том и пою».
Важным знанием для человечества является понимание того, что существуют «многоэтажные» тексты. Их можно сравнить с айсбергом – где простое описание является «надводной» частью айсберга, но существует еще и множество «подводных» идей/смыслов.

Праздник Песах связан с несколькими «многоэтажными» текстами и сюжетами.
Последние два (7-й и 8-й) праздничные дня Песаха связываются с сюжетом прохождения евреев через расступившееся море.
Мы совершим анализ нескольких смысловых уровней данного сюжета.

Во-первых, мы можем заметить интересное соответствие.
Мы говорили о том, что серьезный текст напоминает айсберг, в котором значительная часть смыслов «скрывается под водой».
И сама идея рассечения моря – может быть интерпретирована как аллегорическое описание процедуры раскрытия «подводной части», т.е. «рассекая море», мы как бы совершаем прорыв к скрытым смыслам текстов.
В работе раскрытия смыслов – содержится одна из частей еврейской миссии в мире.

Евреев называют «народом Книги».
Простой смысл этой фразы, что Книга – это Тора, на основе которой строится наша традиция.
Но глубинная идея фразы, состоит в том, что настоящий еврей – должен обладать умением и желанием исследовать и распространять глубинные смыслы текстов/книг.
Работа с текстами бывает двух видов – работа «пользователя» и работа смысло-«копателя».
Немногим дан талант «копателя смыслов». Человек, обладающий этими способностями – не должен «закапывать» этот талант. В его миссию входит фиксировать свои находки и делиться ими с миром, с пользователями, которые «потребляют» эти смыслы.

В еврейской традиции есть несколько систем, помогающих нам организовать процесс работы со скрытыми смыслами.
Одна из них – это разделение Торы на недельные порции.
Мы ежегодно выделяем по одной неделе на «раскопки» соответствующей недельной порции текста и это вводит нас в режим планового постижения Торы.
Вторая система – имеет «узлы» в виде еврейских праздников.
Каждый из праздников группирует вокруг себя наборы глубинных сюжетов.
Две наиболее «плодородные» истории группируются вокруг праздников Пурим и Песах.
Интересно, что некоторые из историй «прорываются» за рамки чисто еврейского мира и становятся влиятельными образами мирового масштаба.

История с морем включала в себя не только идею рассечения, но и идею перехода через море. И в данном контексте этот сюжет стал излюбленной темой Отцов-Основателей Америки, которые видели американский народ перешедшим через море/океан и подобно евреям освободившимся от Египта в лице Британской Империи, навязывавшей Америке свою власть.
История с Морем также напоминает процесс рождения, когда при появлении ребенка отходят околоплодные воды. И евреи, выйдя из моря, родились как народ, вышедший из «утробы суррогатной матери» Египта.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Аризаль также рассматривал образ моря как переход души после ухода ее из тела.
Тело (Египтяне) пытается догнать душу (евреев), но не может.
Еще один образ в сюжете с морем – это море как миква, ритуальный бассейн, смывающий духовную нечистоту (влияние Египта).
Следующий образ – «сортирования», когда море пропустило положительных персонажей, и утопило негативных «анти-героев».

Мы рассмотрели целую серию схем, родившихся из одного сюжета.
Мистическим смысловым аспектом в этой истории является то, что во время самого перехода евреям раскрылось высочайшее состояние ощущения Б-жественного присутствия (шхины) в мире.

Вплотную к истории с рассечением Моря в Торе примыкает следующий сюжет, в котором Моше слагает «Шират а-Ям» – Песнь о Море, а также «женская часть истории» в которой сестра Моше – Мирьям собирает женщин и они поют, играют на инструментах и танцуют, выражая радость эмоционального раскрытия.
Того, что можно назвать «Happy End» – счастливым концом выхода из рабства на свободу.

Те, кто умеют превращать образы и сюжеты в медитации, могут построить на базе истории с расступившимся морем множество эффективных инструментов для внутренней работы.
Мы с Вами увидели, как в одной истории еврейская мудрость обнаруживает целую серию смыслов и идей.
И последние дни праздника Песах – посвящены этой истории.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.