Поделиться

Переосмысление свитка Эйха — Глава вторая

Вторая глава свитка Эйха представляет собой свидетельство полного, планомерного разрушения Иерусалима. Автор использует множество глаголов, которые обрисовывают ужасающую картину гнева Вс-вышнего. (Разорил, разбил, сломал, разрушил, истребил, низринул, сокрушил, разорил и т.п.) Вс-вышний разрушает всю структуру Иерусалима: дома, стены, крепости, дворцы. Он не щадит даже свой собственный дом — Храм.

Из текста главы видно, какую значимую роль играл Бейт Амикдаш в жизни людей. Это было место служения Б-гу («забросил жертвенник Свой» (2:7)), место встречи народа Израиля с Б-гом («разорил место собрания Своего» (2:6)), место, где царили веселье и радость («заставил забыть празднество» (2:6)), место, наполненное святостью («обобрал Он скинию свою» (2:6), «призрел святилище Свое» (2:7)) Все эти описания подчеркивают, что потерял народ Израиля. Гнев Творца неумолим и многогранен. Недаром в главе перечисляются несколько синонимов, обозначающих неотвратимый гнев Б-га:אף, זעם, חרון Иерусалим подвергается целенаправленному, планомерному уничтожению. Через эти описания представляешь со всей ясностью и ужасом, что враги творили в захваченном Иерусалиме.

При этом Творец не просто дает врагам право разрушать Его город, но и Сам лично уничтожает Иерусалим. Ашем выступает против собственного народа и, в первую очередь, гнев Его падает на руководителей Иегуды, политических и духовных лидеров, ответственных за все злодеяния и грехи. Это цари, их сановники и министры, служители Храма, старейшины, пророки. Это из-за их неправедных деяний страдает народ, и, прежде всего, безвинные младенцы, умирающие от голода.Об их страданиях рыдает город (2:11-12). Иерусалим, в отличие от речи в первой главе, где он признает праведный суд Вс-вышнего и собственные грехи, во второй главе лишь рыдает, повествуя об ужасающих муках младенцев, умирающих на груди своих матерей, обвиняя Вс-вышнего в жестокости. Город не признает своего греха, не понимая и не принимая такой ярости со стороны Творца.

Структура второй главы во многом схожа с первой, но есть и существенные различия. Обе главы начинаются со слова איכה. Обычно это переводится как горестный плач. Это и риторический вопрос: «Как это могло произойти?» Обе главы написаны в акростическом порядке (все стихи начинаются с буквы «алеф» и закачиваются буквой «тав»). В обеих главах повествование ведется очевидцем события (3-е лицо) и Иерусалимом (1-ое лицо). И вот здесь начинаются существенные различия.

Если в первой главе после трагического рассказа автора, слово берет город и продолжает свою речь до конца, то во второй главе горестная речь Иерусалима врывается в повествование рассказчика и также неожиданно прерывается, продолжаясь лишь в конце главы. Это создает разорванную, хаотичную структуру. Но что хочет сказать нам Ирмиягу, используя этот прием? Первые 10 стихов главы — это объективный репортаж о бедствии, в который входит плач города об умирающих от голода младенцах (2:11-12). После этого трагического отрывка Иерусалим умолкает и не хочет продолжать, несмотря на все старания автора заставить город говорить снова. Рассказчик пробует утешить Иерусалим (2:13-14), старается объяснить причину случившегося (2:14) и, наконец, приводит еще более жесткое описание трагедии.

Все это для того, чтобы вывести Иерусалим из безмолвной депрессии, заставить вести свой скорбный монолог, который, в конце концов, приведет к признанию вины и раскаянию. Но город упрямо молчит, отказывается умолять Творца. Но рассказчик не оставляет попыток нарушить молчание Иерусалима: «Вставай, взывай в ночи в начале каждой стражи; как воду изливай сердце свое перед Господом, простирай к Нему руки своив мольбе о жизни младенцев своих, изнывающих от голода на углах всех улиц» (2:19). Эти слова прорывают молчание города. Напоминание о страданиях безвинных детей, то, о чем сам Иерусалим рыдал в начале главы, заставляет город говорить. Но это не слова о прощении, а жестокий укор Вс-вышнему, обвинение в отсутствии милосердия и сострадания.(2:20-22). Но можно ли обвинять Творца? ТаНаХ дает нам примеры таких обвинений.

Вспомним молитву Авраама за Сдом и Амору: «Не подобает Тебе делать такое: губить и праведного, и нечестивого вместе….недостойно это тебя, неужели судья всей земли не будет судить справедливо?» (Берейшит 18:25). Мы видим, что ТаНаХ разрешает человеку спорить с Б-гом, особенно тогда, когда этот спор основан на абсолютной вере человека в милосердие Творца. Недаром Ашем открыл Моше Его 13 имен, каждое из которых обозначает определенное качество милосердия (Шмот 34:6-7). Город не понимает, где сейчас эти качества милосердия? Иерусалим выходит из своего безмолвия и кидает Ашему обвинения в жестокости. Это говорит об особых отношениях Вс-вышнего и Его города. Обвинения и гнев Иерусалима исходит из его непоколебимой веры города в милосердие Творца.

Марина Грушевская, учитель Школы 1621 «Древо Жизни» / «Lauder Etz-Chaim»

_______________________

Материал основан на лекции д-ра Яэль Зиглер

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com