Поделиться

Песах — Шавуот — Суккот: было — есть — будет

2mvwbs 2

О еврейских праздниках, упомянутых в текстах Торы, важно знать следующее: все они принадлежат не людям, а Творцу.

Это праздники Творца…/Ваикра 23,4/

Так написано в третьей книге Пятикнижия «Ваикра». Напомню, что их восемь: Шаббат, Новомесячье, Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом а-Кипурим, Суккот, Шмини Ацерет. И несмотря на то, что они не принадлежат людям, они их соблюдать обязаны. Не все, конечно, а только евреи. Почему? Самый простой ответ заключается в том, что это заповедано Гос-дом, Б-гом нашим. Если кого-то такой ответ не устраивает, можно поискать что-то более рациональное. Например, можно заявить, что каждый из перечисленных праздников связан с определённым событием, сформировавшим особое отношение между «верхом», миром духовным, и «низом», миром материальным. Из года в год условия для проявления этих особых отношений возникают в определённое время. Это и есть праздники. «Верх» влияет исключительным образом на материальный мир, способствуя тем самым укреплению в нём определённых качеств. Регламентации, правила и традиции помогают правильно прожить праздники. Сейчас об этом мы не будем подробно говорить, в Законе они прописаны. Евреи, соблюдающие Закон, верят, что они помогают реализовать особые отношения между «верхом» и «низом, принося благо народу и себе. Если такой ответ кому-то покажется более убедительным, я буду рад.

И хотя я перечислил аж целых восемь праздников, только три из них, так называемые праздники паломничества, по сути являются базовыми в жизни еврейского народа. Это праздники ПЕСАХ, ШАВУОТ и СУККОТ.

Когда мы читаем об упомянутых праздниках, не возникает ни малейшего сомнения, что они предназначены всему народу. Действительно, Исход из Египта, которому посвящён Песах — действие народное, массовое. То же самое можно сказать и о стоянии у горы Синай, то есть о празднике Шавуот. И про Суккот сказано, что весь народ Израиля, каждый человек, должен семь дней сидеть в сукке, своеобразном шалаше, с крышей из веток, сквозь которые видны звёзды.

Итак, подвожу итог: Песах — это событие, приведшее к появлению еврейского народа, Шавуот – это обретение Торы Всевышнего в момент Бож-ного Откровения, и Суккот – первый дом на родине. И если в Песах стоит хором пропеть «Ам Исраэль хай!», в Шавуот провозгласить себя народом Книги, то в Суккот мы радуемся обретению своей Земли — Эрец Исраэль.

Таким образом, народ Израиля, Тора и Земля Израиля связаны с тремя праздниками паломничества. Именно Песах, Шавуот и Суккот гарантируют благополучие всего народа.

А как же эти праздники действуют на каждого из нас? Ведь личность и народ – это далеко не одно и то же.

Человек сотворён Всевышним, Имя которого состоит из четырёх букв: йод-вав-hэй-вав. Буквы эти взяты из трёх ивритских слов: hайя-hове-иhье, что значит был-есть-буду. Думаю, что эта триада, связанная со временем, заключает в себе сущность человека. Только человек из всех существ, живых и не живых, может осознанно воспринимать прошлое, настоящее и будущее. И три приведённых выше праздника как нельзя лучше соотносятся с прошлым, настоящим и будущим человека. Песах связан с прошлым, Шавуот – с настоящим, а Суккот – с будущим. Почему Песах связан с прошлым, надеюсь, всем понятно, ведь описанные в тексте Торы события произошли три с половиной тысячи лет назад. Благодаря нашей исторической памяти и традициям, мы ежегодно, в Пасхальный Сэдер и всю неделю вспоминаем о них.

Шавуот – момент обретения Торы Всевышнего, навсегда стал нашей сущностью, то есть – нашим настоящим. Это событие, став частью нас самих, не только постоянно влияет на нас, но и передаётся нами по наследству.

Давайте подумаем, почему Суккот ассоциируется с нашим будущим. Ответ очевиден: дом и Земля всегда связаны с будущим. И у наших мудрецов можно найти множество опосредованных доказательств тому, что они воспринимали этот праздник в связи с будущим. Например, в этот день мы читаем четырнадцатую главу из книги пророка Захарьи, а в ней говорится о последней войне, после которой весь мир признает Единого и придёт в Иерусалим праздновать Суккот. В праздник Суккот мы будем веселиться «перед Всевышним». Понятно, что не в этой жизни можно веселиться перед Всевышним. А четыре вида растений, которые мы воздымаем, символизируют четыре дерева Райского Сада. Замечу, что в последние времена, после полного исправления, все эти четыре дерева будут нам разрешены для использования.

Возникает вопрос, почему праздник, связанный с будущим, мы можем праздновать сейчас? Ведь будущее ДОЛЖНО НАСТУПИТЬ! Чтобы ответить на него, вернёмся к прошлому. Праздник Песах на индивидуальном уровне, укрепляет историческую память, а тот, у кого есть память, способен овладеть прошлым.

Настоящее – это умение жить здесь и сейчас, не упуская быстротекущие секунды. Праздник Шавуот укрепляет эту нашу способность через Тору Всевышнего. Находясь внутри нас, это Учение позволяет соотнести Современность с Законом и самоактуализироваться.

А Суккот, связанный с будущим? Разве возможно овладеть завтрашним днём? В него можно только Верить. Значит, Суккот – праздник Веры! Вот вам и ответ! Веру нельзя купить, нельзя украсть, нельзя позаимствовать на время. Она может быть нам дарована только Творцом. Уж не потому ли мы должны сквозь крышу сукки видеть звёзды. Подобно тому, как наш праотец Авраам был выведен Всевышним за звёзды и укрепился в вере, наша Вера в праздник Суккот так же обретает силу.

Итак: Песах – Шавуот — Суккот – это три праздника, позволяющие нам сохраниться, как народу, сберечь Тору и Землю Израиля.

На личностном уровне эти праздники поддерживают нашу историческую память, влияют на наше умение жить здесь и сейчас и укрепляют веру в будущее. Прошлое, настоящее и будущее находятся в каждом из нас. Они слиты воедино, поскольку мы подобны Тому, кто нас создал. А для Того, кто нас создал, времени не существует!

Обретая веру, мы придаём смысл нашему существованию.

Принц Гамлет задавался вопросом «быть или не быть». Может потому, что не имел веры?

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com