Поделиться

Пиркей Авот: Глава 1, Мишна 3. Служи Вс-вышнему не ради награды, и будешь благословлен

Антигнос из Сохо получил традицию от Шимона-праведника. Он говорил: «Не уподобляйся слугам, которые служат своему хозяину только ради вознаграждения; будь как те, кто служит хозяину не ради вознаграждения, и пусть с небес снизойдет на тебя благословение. Да будет на вас страх Б-жий».

Мы продолжаем изучать книгу Пиркей Авот. Это книга поучения наших отцов. Специально для портала Ваикра мы делаем короткие выдержки о главном. Сегодня у нас третья Мишна в трактате Авот, Поучение отцов.

В этой Мишне говорится о таком человеке, как Антигнос иш Сохо. Он жил в городе Сохо, был ученик Шимона Праведника-Цадика. Он был Наси – самый главный человек еврейского народа того времени. Обращаем внимание на его греческое имя. В те времена Александр Македонский захватил Израиль, греческое влияние на еврейский народ было очень сильным. И греческое имя самого главного еврея тому подтверждение. Это как если бы рава Элияшева звали, например, Виталием.

Антигнос знал всю Тору и ему действительно было, что сказать. Известно, что он говорил не о том, в чем он был силен, а о тех чертах, которые хотел в себе исправить. Т.е. о работе над собой, которая могла бы стать для него точкой роста.

Об этом мы знаем из Мишны, где Шаммай (он был очень строгим) говорит: “сделай свою Тору постоянной, говори мало, делай много, принимай каждого человека с веселым выражением лица”.

Известно, что однажды к нему пришел нееврей и попросил научить его всей Торе. Шамай погнался за ним и избил палкой. Это был очень редкий случай, обычно он был с веселым выражением лица. Он постоянно себе напоминал, каким надо быть человеком.

Теперь давайте с этой точки зрения посмотрим на Антигноса. Он сказал: “не будьте как рабы, которые служат Господину на условии получения награды. Будьте как рабы, которые служат Господину, не получая ничего взамен. И пусть у вас постоянно будет страх перед небесами”. С Б-гом нужно быть как раб. Евреи были рабами в Египте, но когда они вышли оттуда, они стали рабами Б-га. У них нет прав, ведь Б-г вывел поколение евреев из рабства египтян, подарил им Тору и снова сделал их рабами, но своими.

Есть такой интересный момент, который можно найти в главе Бешалах. Когда евреи вышли из Египта, Г-сподь сказал им, что дальше есть короткий и длинный путь. Он сказал, что не поведет их коротким путем. Ведь по пути может быть война и они захотят вернуться.

Б-г повел их длинным путем. При этом дал указание фараону догонять евреев. И тут неясно. С одной стороны, нельзя идти по короткому пути из опасности, с другой Б-г посылает опасность вслед за евреями.

Евреи не поняли: Б-г вывел их из Египта, впереди море и они могут умереть в пустыне. Кто-то начал воевать с войсками фараона, кто-то молиться, а кто-то не понимал, что делать. Б-г таким образом сказал евреям – не надо раздумывать, хватит молиться и идите в море. Евреи пошли в море и оно начало расступаться. За это Б-г наградил евреев.

Известно, что на самой высокой ступени пророчества был пророк Йехезкель. Но когда евреи перешли море, даже служанка поднялась на самую высокую ступень, став выше пророков. Евреям открылось все – они увидели всю реальность мира. Есть песнь, которую пели сыновья Израиля. В ней говорится, что они увидели Б-га и сказали «Анвеу». Есть два трактования этого слова:

— первое – «украшу мое служение Б-гу». Для них все открылось и они говорят: вот Б-г, и я украшу служение Ему.

— другой же мудрец говорит, что «Анвеу» – ани ве у – это я и Он.

Они увидели и поняли, что Б-г создал человека по образу своему. Человек и есть отражение Б-га, это одно и то же.

Когда они прошли по морю, то поверили в Б-га и Моше, Его раба. Б-г их испугал, чтоб они поняли, как работает эта Система. Даже море расступается, только чтоб они не возвращались назад и шли вперед.

Они проходят сквозь море. А дальше евреи получили Тору, сделали тельца, подошли к земле Израиля и все забыли. Для Б-га эта была последняя капля терпения. После всех испытаний они все равно не поверили в Него и перестали бояться. И тогда Б-г их отправил обратно в пустыню, чтоб оттуда через 40 лет вышел новый народ.

Рав Пинкус говорит, что рассечение моря – это как «парнаса». Парнасу также тяжело заработать, как рассечь море. Человек как будто постоянно находится перед морем, боится, что у него не получится. А ты не должен бояться! Нужно идти вперед! 40 лет Б-г водил евреев по пустыне, чтоб они поняли: Б-г даст день – даст и пищу. Не надо ничего бояться, нужно полагаться на Б-га и делать свою работу. Плохо, когда человек каждый день думает о завтрашнем дне. Думает, что он сам все делает. На самом деле это все делает Бог. Каждый день.

Антигнос иш Сохо говорит: “не будьте как рабы, которые служат для награды”. Рабами вы должны быть по-любому. Раз Б-г взял себе в рабы, мы обязаны служить Ему. Быть народом-священником, служить Б-гу по всему миру. Для этого Он вывел евреев.

Рав Ицхак Абарбанель когда-то заметил: «А почему меня должна обязывать клятва моих предков? Это они обещали. Я же не обещал. На каком основании я должен выполнять заповеди? По Талмуду клятва души тело не обязывает. Душа пусть служит, а я это я».

Он отвечает, что есть закон в Торе, который говорит, что все евреи должны служить Б-гу. Раб не может выйти из рабства самостоятельно, пока его Господин не отпустит. Даже если попытается убежать, он будет беглым рабом. Еврей не может снять с себя эту обязанность – Б-г его догонит.

Известно точно, что один из принципов веры – вера в воздаяние и наказание. Весь мир работает по принципу: ты выполняешь заповеди – Б-г тебе за них платит, ведь Он обещал. Ты делаешь преступление – Б-г тебя наказывает. И это Он обещал. Это та система, которая работает – вера в награду и в наказание. Награда – вечная жизнь и рай. При этом – правильно Ему служить, даже если за это нет награды.

Есть еще одна Мишна в «Пиркей Авот». Она говорит: «делай Его волю, как ты делаешь свою. И тогда Он будет делать твою как Свою». Если ты делаешь то что Он хочет — ты попадаешь с Ним в резонанс.

У праведников нет своих желаний, они делают то, что Он хочет. Он соединяется с Б-гом. Каждый может прийти к цадику и сказать: дай Броху. И он даст. Человек выздоравливает, женится и т.д. Цадик за себя не просит. Он говорит: «Я на тебя полагаюсь, чего мне за себя просить». Но может просить за других, потому что это воля Б-га – помогать другим. Поэтому Броха Цадика – сильная вещь и она работает.

Антигнос нам все говорит по-простому. Есть история о том, как Баал Шем Тов ехал через Турцию в Израиль, и не мог доехать. Как будто Б-г этого не хотел. Он остановился в Турции в одном доме, там была бездетная семья. Был Песах. Он спросил, что хочет эта семья. Мужчина сказал, что хотят детей, но они уже старые. Баал Шем Тов говорит, что только Б-г знает что будет, но я вас благословляю. “Пусть будет Твоя воля, чтобы было вот так”. Когда он просил Б-га, Б-г делал как он скажет. Ведь он сам делал то, что Б-г хочет.

Баал Шем Тов сказал, что слышал небесный голос, что дети будут. Но за это он лишился доли в грядущем мире. И тогда Баал Шем Тов начал радоваться. Семья удивилась и не поняла, почему он радуется и танцует. На что он сказал, что надо служить Б-гу, не ожидая награды. А он откуда-то всегда знал, что у него будет награда. Теперь, когда ее нет, он может выполнить эту важную заповедь и может служить от чистого сердца. За такое поведение ему вернули награду.

Антигнос говорит нам, что всегда должен быть страх перед небесами. Нужно сильно любить Б-га и не обращать внимания на последствия. Хесед – это когда ты не думаешь о последствиях и с тобой есть страх. Гвура – когда ты боишься заранее, на шаг вперед. Ицхак был Гвура, он боялся что-то сделать не так. И значит самое правильное качество, когда ты знаешь, когда, что и где делать.

Нужно служить Господину не только ради награды, а из-за страха Б-жьего. Со Всевышним нужно быть рабом, и служение Б-гу – это обязанность. Б-г вывел народ Израиля из Египта, показал им великие чудеса, освободил из рабства, но предложил стать рабами Торы. То есть человек по сути все равно раб: либо Б-га, либо греха. (Либо высшей реальности и объективных правил, либо собственных желаний и общественного мнения. Комментарий Эйтана).

Важный принцип веры – это вера в наказание и воздаяние. По этому принципу работает весь мир – так устроена Его система. Но Б-г просит служить Ему не из-за награды, а от чистого сердца, искренне и с желанием. Если ты будешь делать то, что просит Б-г – Он будет благословлять тебя. Нужно изучать Тору. У человека есть только маленький фрагмент, узкий угол взгляда на мир. Изучая Тору можно разобраться, как устроена система мира, как получить в этой системе хорошую духовную жизнь, чего я вам всем желаю!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com