Поделиться

Пиркей Авот: Глава 1, Мишна 4. Собирай мудрецов в доме своем

Йосе, сын Йозера из Цереда, и Йосе, сын Йоханана из Иерусалима, приняли традицию от них (Шимона, Антигноса и учителей после них). Йосе, сын Йозера, говорил: «Пусть дом твой будет местом встречи мудрецов, сиди в пыли их ног и жадно пей их слова»

Продолжаем изучать «Пиркей Авот» — «Учение отцов». Так переводят это название, однако, любой перевод не передает сути. Даже слова «поучения» там нет. «Пиркей» — это не поучение, «перек» — это как части, главы.

Тора передается из поколения в поколение. Первая мишна была «Моше получил Тору на горе Синай от Б-га и передал» и т.д. И дальше идут в каждом поколении до людей Великого Собрания. Следующее поколение было Шимон а-Цадик, Шимон — праведник.

Идет самое важное выражение главы поколения. Есть мнение, что это то, что он хотел в себе исправить. И он себе это постоянно говорил, чтобы напоминать себе. И именно поэтому это так людям запомнилось.

Теперь, начиная с четвертой мишны, руководствование народом разделилось на две части. До этого всегда один человек стоял во главе и был главным конечным звеном в передаче Торы. И вся Тора была у него в голове, и он решал, что Тора, а что не Тора, как правильно. Теперь Тора как бы разделилась на два мнения.

Эта мишна, ее сказали Йоси бен Йоэзэр из Цреды, Йоси бен Йоханан из Иерусалима, которые получили Тору от них. От кого получили? В предыдущем поколении были Антигнос иш Сохо. Вот в этом ответ. Получили от них — от предыдущих поколений.

Йоси бен Йоэзэр иш Цреда — был наси. Это глава власти, как царь. Йоси бен Йоханан иш Йерушалам — был глава Санедрина, раввинского суда. Власть уже разделилась.

Йоси бен Йоэзер говорил: “пусть будет твой дом, домом собрания для мудрецов и пылись в прахе их ног”. Он давал совет собирать у себя мудрецов, как к ним надо относиться. Что им нужно делать, когда они у тебя соберутся. «Пылись в прахе их ног» — то есть, когда они к тебе пришли, не сиди расслабленно на диване. Давай им! Если они мудрецы, то нужно пылиться в прахе их ног: садитесь пожалуйста, чай, кофе…

“И пей с жадностью, с жаждой их слова”. Как вести себя? Скромно. А как скоммунициировать с ними? Слушать. Потому что, если кажется человеку: «О, пришли мудрецы, ну сейчас я вам все расскажу, я читал таких и таких», и он начинает…

В этом случае человек ничего не получит от мудрецов. То, что человек выплевывает — не глотает. В чашку, наполненную до краев, не нальешь ничего нового. Можно налить только в пустую чашку.

И он говорит: «Когда ты соберешь мудрецов». Он говорит — «С кем поведешься, от того и наберешься». От мудрецов можешь набраться мудрости. У меня недавно была ситуация. Я был в Москве и мне вручили звание «Почетный профессор» и там все такие профессора, для них самое главное знания, учеба.

А потом я заехал к своему знакомому, он занимается торговлей, прямо на рынке. И у него собрались рыночные торговцы. У них специфический мир, торговый. Они еще кавказцы.

И я понял на этом контрасте то, что, когда мы садимся на Бейт Мидраше изучать гмару, там есть такая молитва вначале: «Спасибо, что я сижу в Бейт Мидраше — в доме учения, а не на рынке». Конкретно я увидел разницу с рынком и их разговором, их манерами.

Я хотел им сказать несколько слов из того, что я слышал от профессоров, а им не интересно. Вообще. Давайте лучше анекдот расскажем! Знания каких-то продаж, кто за них платит? Кто слушает? Как? Мы тебе сейчас сами все расскажем, мы все знаем.

И мы вот с утра говорим «спасибо, что дал дел в доме учения, а не дел на рынке». Потому что, это разная жизнь. Хотя, были у нас мудрецы, которые шли на рынок. И есть. Хотя, это не общее правило. Есть на рынке люди, которые учатся. А есть в Бейт Мидраше люди, которые на рынке. Они могут физически быть в Бейт Мидраше, а ментально на рынке.

Есть связь этой мишны с мишной Шимона Цадика. Он говорил, что на терх вещах стоит мир: на Торе, служении и на добрых делах. Дальше в своем учении Антигнос объяснил нам- что такое авода, что такое служение: «Не служите как рабы, ожидающие награду, а служите как те, которые не ожидают награду». То есть, он объясняет одну из трех вещей — как нужно служить Б-гу. Йоси объяснил, как получить Тору, как нужно относиться к Торе. А следующий, Йоси бен Йоханан, сказал: «пусть будет твой дом домом собрания для всех». То есть они втроем объяснили эти три основы. Следующие три мишны объясняют, что он сказал.

Теперь давайте глубже войдем. Йоси бен Йоэзер сказал: “пусть будет твой дом домом собрания”. Говорят мудрецы последних поколений: «если ты изучаешь Вавилонский Талмуд, ты тоже общаешься с мудрецами», «если изучаешь книгу рава Деслера, ты общаешься с равом Деслером», «если изучаешь книгу рава Зильбера, ты обращаешься с равом Зильбером».

То есть, выполнить совет этой мишны можно, заполнив свой дом. Не обязательно мудрецами, а заполнив его также и книгами. И когда ты общаешься с книгой, мудрой книгой, эта мудрость переходит тебе.

Теперь «пылись в прахе их ног».

Раньше сидели. Во времена Храма и позже, когда была передача Торы, самый большой мудрец сидел на возвышении, на стуле, а мудрецы пониже сидели на ковре, на полу. До сих пор так йеменские евреи, персидские евреи сидят. Только самые знатные, самые уважаемые сидели на возвышении, остальные внизу. И были скамейки для мудрецов.

А как учат сейчас Тору? «Ну давайте поучите, пожалуйста, вот придите на Старс, там платят деньги еще, вот портал Ваикра, только учите». А раньше нужно было пройти жесточайший отбор по своим качествам. Обучали только людей с позитивными человеческими качествами, и нужно было еще платить деньги. И то, не всех пускали. Даже если ты был мудрым человеком.

Есть известная история. Был Гиллель, он замерз на окне. У него не было денег платить за обучение, но потом он стал Наси, это был один из величайших мудрецов. И даже его не пускали! И мы видим, как он хотел учиться. Он на окно пробрался и замерз. И именно потому, что он так хотел учиться — он потом стал главой народа Израиля, самым великим мудрецом. То есть, внутреннее побуждение учиться было у него настолько сильным!

Также есть известная история о том, как Рабан Гамлиэль бен Шимон ха-Закен был Наси, главой еврейского народа. Он был очень строгим. Он говорил что в Бейт Мидраш зайдет только тот, у кого внутри — как снаружи. То есть двуличных — не пускаем.

Тора — это инструмент понимания и управления мира. Если ты понимаешь, как работает Тора — ты можешь рулить. Особенно в то время. Это сейчас уже многие знания просочились в интеллектуальные знания людей. О многих вещах люди говорят, что это очевидно, что так надо жить. А в то время люди были идолопоклонники, они вообще звери были: руки оторвать, всех порубать, человеческие жертвоприношения. Был дикий мир.

И, значит, Рабан Гамлиэль был главой еврейского народа, он говорил: «в Бейт Мидраш будем пускать только того, у кого внутри, как снаружи», двуличных не пускать. И не пускали. Потом его сняли с поста — он был слишком строгий.

И назначили рабби Элиазара бен Азарию, который был восемнадцатилетним. И за ночь у него выросли белые волосы. Он говорил: «Я же не могу управлять мудрецами, мне 18 лет!». И за ночь он поседел. Насколько сила мысли управляет реальностью, если уметь управлять силой мысли!

И вот рабби Элазар бен Азария приказал открыть ворота Бейт Мидраша. И за один день добавилось 400 скамеек, то есть на каждой сидело по 10, ну по 5, ну пусть даже по 2 человека. Но все равно добавилось учеников. И зраббан Гамлиэль расстроился. Он очень расстроился, потому что подумал: «сколько же я Торы не пускал в Израиль».

На каком основании рабби Элеазар открыл Бейт Мидраш? Он сказал «я абсолютно согласен с рабби Гамлиэлем, что Тору может изучать тот, у кого внутри как снаружи, то есть с позитивными качествами». Культурность — она перед Торой. Вначале нужно быть человеком. Если у тебя нет трепета перед небесами, то эти знания — это просто формальность. Должен быть страх перед Б-гом. Как же он открыл двери для людей недостойных?

У рабана Гамлиэля была презумпция виновности. «Чтобы я тебя пустил ты должен доказать, что ты человек высочайшего уровня». Раби Элеазар — у него презумпция невиновности. Но если человек доказал своим поступком, что он — человек с плохими качествами, мы его уберем. То есть, закон сохранился. Изменился подход к закону. Нужно было в начале доказать, а он говорил: “Заходи. Но если ты что-то не то сделаешь, мы тебя выгоним”.

Йоси бен Йоэзэр сказал нам «пусть будет твой дом домом собрания для мудрецов». Если у тебя есть возможность и деньги — собирай. Если нет — собирай книжки. Но общайся главное с мудрецами, потому что с кем поведешься — от того и наберешься.

Второе, он сказал “пылись в прахе их ног”. Будь скромным, будь ниже их. Потому что в этом случае у тебя есть шанс что-то от них получить. Вода стекает вниз, так же и Тора. То есть, они будут хотеть тебе что-то объяснять, что-то давать. А если ты сам говоришь, то нет.

«Пей с жадностью их слова». Если ты думаешь, что ты знаешь — ты ничего не впитаешь. Очень важно включать интерес. А вот где же там глубина, там же есть еще обязательно второй уровень, вьлолй слой.

Царь Давид говорил, что он от каждого, кого поучал, чему-то научился. Почему? Потому что “свидетельство Твое говорило мне”. Если человек в Бейт Мидраше хочет мне что-то сказать по Торе, то это значит не он вообще мне говорит, а это Б-г. Потому что, все в мире делается все через Б-га.

Когда в Бейт Мидраше люди свое намерение направляют на изучение Торы, на выполнение заповедей, то они с Б-гом вообще входят, так сказать, в резонанс. Ты если это понимаешь, то тебе открывается глубина. А если от мудреца, то открывается так, что нереально передать.

Есть еще последнее объяснение «пылись в прахе их ног». Авак — это пыль. И борьба, греко-римская, например — тоже называется «маавак». Это литовский комментарий, как сказал рав Хаим Воложин. Когда написано “пылись в прахе”- это не пылись, а борись в прахе их ног.

Теперь разница, литовский подход к изучению Торы в мире ешив. У них самое главное задать хороший вопрос. Борись — это значит не принимай ничего на веру. Даже если он мудрей, даже если он теперь говорит так-то и так. Подумай, может тут что- то не сходится и задай какой-то каверзный вопрос и не стесняйся задать этот вопрос. То есть, борись в прахе их ног.

У меня сын учится в литовской ешиве. Он изучил трактат Хагига и книгу одного раввина главы ешивы в Балтиморе. И он говорит: «что-то тут не сходится». Он написал ему письмо в Балтимор, в котором был целый разбор и несколько вопросов. И этот раввин ему ответил. Он говорит: «Книгу мою давали великим раввинам и они вначале книгу похвалили, а потом задали какие-то вопросы, хотя у них их не было». А сын волновался, и даже забыл подписаться. Раввин продолжил: «Вижу, что вы, молодой человек, не женаты». То есть, он его так очень культурно поставил, что первым делом должно быть уважение. Первым делом начинают с похвалы. Потом ответил ему на пару вопросов. Мой сын послал ему второе письмо, извинился. Это как раз вот этот литовский подход — борись в прахе их ног.

Они мудрецы. Но если у тебя есть вопрос — ты не можешь его не задать. Ты должен его задать. Так рав Хаим Воложин объясняет не “пылись”, а “борись” в прахе их ног. Мы делаем вывод, что с интересом изучили мишну и будем дальше изучать, с Б-жьей помощью. И будем собирать мудрецов. У меня есть книжечка рав Шолом Аруш «Прекращай ныть». Лежит с собой в кармане. Когда я ее читаю, я сразу с ним общаюсь. Каждый может делать то же самое.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com