Поделиться

Пиркей Авот: Глава 1, Мишна 5. Относись к домочадцам, как к бедным и не говори с чужой женщиной

Йосей бен Йоханан говорил: «Пусть будут двери дома твоего распахнуты настежь, и пусть бедняки почувствуют себя в твоем доме своими (второй перевод: пусть будут твои домочадцы как бедняки), и не веди праздных разговоров с женщиной с собственной женой, тем более – с женой твоего друга». Сказали на основании этого мудрецы: «Каждый, кто ведет праздные разговоры с женщиной, вредит себе, и отвлекается от занятий Торой, и в конце концов окажется в аду».

Мы продолжаем изучать Пиркей Авот специально для портала Vaikra.com. Изучайте и делитесь тем, что вам нравится. Знания о Б-ге нужно распространять.

Сегодня разбирается пятая Мишна первой главы. Йоси иш Ерушалаим и Йоси бен Йоэйзер получили от предыдущих поколений Тору и передавали свое знание. Йоси бен Йоэйзер в предыдущей мишне сказал, что нужно сделать дом домом собрания для мудрецов. А рабби Йоси иш Ерушалаим говорил: «Пусть дом твой будет открыт для гостей и бедные твоими домочадцами». «Пусть будут бедными твои домочадцы» — странная вещь. А дальше еще более непонятная вещь «И не умножай разговор с женщиной». Он сказал эти три вещи.

Дальше в этой мишне продолжают о том, что у мудрецов было качество «бина». «Бина» — это качество, умение вытаскивать из вещи другие вещи. Из одного слова другое. Оно присуще мудрецам.

«Каждый, кто умножает разговоры с женой…». Это сказано не просто о женщине, а даже о жене. Тем более с женой ближнего нельзя разговаривать. Мудрецы объяснили, что каждый, кто умножает разговоры с женой, для себя вызывает зло, уходит от слов Торы и унаследует ад. Звучит ужасно и противоречит всей Торе. А Йоси бен Йоханан, который сказал эту Мишну, сказал, что не надо разговаривать с женой. Так надо или нет? Разберемся.

«Пусть твой дом будет открыт для гостей» — мы знаем, что первый, от кого пришло понятие о Б-ге, был Авраам. Он был очень гостеприимным. Он очень хотел, чтобы люди заходили к нему. Йоси бен Йоханан говорит, что гостеприимство — очень важное качество, которое продлевает дни. Есть такое правило, одно из главных — «мера, которой человек меряет — меряют его». И Б-г для Авраама открылся, потому что у него было качество отдавать, беспричинное милосердие. Когда у тебя есть «хесед» ты попадаешь в резонанс с Б-гом.

В то время, когда был недостаток всего, это была абсолютно неочевидная вещь. Это было против здравого смысла. Авраам принимал гостей. Он говорил Саре замесить хорошей муки, потому что знал, что женщина старается сохранить все в доме.

«Пусть будут бедняки твоими гостями» — сказано в Мишне, что все любят человека дающего. Того кто делает подарки, дает. Йоси бен Йоханан говорил, что нужно помогать всем. Написано в Мишлей, что тот, кто помогает бедному, тот как будто дает взаймы Б-гу. Йоси бен Йоханан был главой раввинского суда. Он — как бы сама Тора. «Пусть будут бедными твои домочадцы» — Б-г говорит, что ты можешь проверить Его. Давай маасер, десятую часть дохода, бедным- Б-г все вернет. Помогай бедным и Б-г поможет тебе.

Есть еще второе объяснение. «Пусть будут бедными твои домочадцы» — детей и жену воспитывай в строгости, не трать на них деньги. То есть: или относись к бедным, как к родным, или относись к родным, как к бедным. Пример «золотая молодежь», которые привыкли все получать легко. У них нет разницы между «хочу» и «имею». Они не научились напрягаться ради того, чтобы получить то, что хотят. Все удовольствия за деньги они уже испытали. Дальше только наркотики или вообще бесполезная жизнь.

Это страшная проблема, когда родители, которые росли в бедности и благодаря этому стали богатыми, успешными и настойчивыми, создали что-то в жизни, потом хотят детям обеспечить легкую жизнь, тем самым руша ее. Поэтому «относись к домочадцам как к бедным». Они должны научиться зарабатывать. Они должны ценить деньги и радоваться жизни. Тогда у них у самих остается запас, чтобы достичь чего-то. Но если ты сразу даешь им все, ты им же портишь жизнь.

Теперь мы переходим к самой сложной теме этой Мишны. «Не умножай разговоры с женой» — мудрецы уточнили, что можно было бы подумать, что просто с женщиной. Но они имели в виду именно с женой. Тем более с женой товарища, с женой ближнего, замужней женщиной — вообще нельзя говорить. Потому что каждый, кто говорит с ней — вызывает зло на себя.

Сам разговор злом не является, а вызывает зло. В это время он отступает от изучения Торы и в конце унаследует гееном, ад. Но ад унаследует не сразу, это цепочка. Награда за заповедь — заповедь, наказание за преступление — преступление.

Царь Соломон говорил, что Б-г сделал человека прямым, а люди начали искать много уловок. Вначале Б-г создал Адама и создал женщину, и назвал ее «помощник против него». Говорит Раши: “удостоился — помощник, не удостоился — против него”. Женщина является индикатором, насколько правильно человек живет по отношению к Б-гу. Если удостоился, она ему помогает, если идет по неправильной дороге – мешает. Это ее функциональное назначение.

Мы видим из ситуации с Хавой и Адамом, что она его споткнула. Когда Б-г спросил: «Как же ты мог нарушить, то, что я сказал?», Адам ответил: «Это все из-за нее. Ты мне ее дал».

У женщины голова работает не как у мужчин. У нее другой функционал, другое мышление. Самое опасное — разговаривать с чужой женой. Это минное поле, которое может привести, не дай Б-г, к прелюбодеянию. Может привести и к ревности ее мужа.

Я слышал историю, что в России был один из самых богатых евреев, кажется, Тельман Исмаилов. Он был из Бухары. У него был Черкизовский рынок, у него был ресторан «Прага». За миллиард долларов инвестиций он построил отель в Турции, который назвал в честь папы. Сейчас его уже нет в Москве. У него внезапно все исчезло: рынок закрыли, ресторан закрыли. Он полностью потерял все. Говорят, что это все произошло из-за того, что он что-то не так сказал, не так посмотрел на жену Владимира Владимировича. Если это так – это полностью подтверждает мишну. Есть еще много подтверждений этому. Когда люди из-за жены ближнего теряли деньги, семью, жизнь.

Почему нельзя разговаривать со своей женой? Нужно все рассматривать в цельном контексте. «Пусть будет твой дом открыт для гостей» — никакая жена не любит, когда муж приходит с «друганами». А если придешь с бомжами, тоже не обрадуется. И если скажешь жене, что тратит много денег – она тоже будет недовольна. Поэтому сказано: не разговаривай много с женой. Как раз к этому разговор Авраама с женой: «Замеси хорошей муки», а она хотела замесить муки похуже. Потому что у женщины есть качество – все нести в семью. Ее сущность – родить и вырастить детей и защитить свой дом. А у мужчины – изменить мир. Это одна причина, почему надо меньше говорить с женщиной.

Второе объяснение. Если мы посмотрим на весь путь, мы увидим, что у первого человека начались проблемы из-за женщины. Авраам Авину и Сара – Б-г пообещал им, что будет потомство. Если бы Сара подождала бы, Б-г бы выполнил свое обещание, был бы ребенок, как пообещал Аврааму Б-г. Если бы она Агарь не подсунула – у нее по-любому был бы ребенок. Была ее инициатива с Ишмаэлем, которая закончилась плохо.

Ицхак Авину и Ривка: Ицхак был пророк, сын Авраама, и хотел он благословить Эйсава. Мальбим объясняет: у него был очень четкий расчет, он знал, что у него было благословение и на богатство, и на духовность. Он хотел сделать Якова человеком духовным, а Эйсава богатым, который занимался бы материальным миром, но без духовности. Эйсав помогал бы Якову, а Яков служил бы Б-гу. Тот, кто помогает духовным людям, тоже имеет долю в будущем мире. Отдает десятую часть своих денег, например — в десятину. Они бы были взаимодополняющими, и была бы хорошая система. Прямо как у Звулуна и Иссахара.

А Ривка, не советуясь с ним, выстроила всю систему так, как она хотела. Б-г говорит, что человека ведут по тому пути, который он хочет. Путь выбирает сам человек. Если бы они выбрали другой путь – было бы по-другому.

Чтобы понять нашу Мишну правильно — важно знать обратную сторону. Сказал великий каббалист рав Хаим Виталь: “Уровень человека измеряется исключительно в связи с его отношениями с женой”. То есть даже если он самый добрый и лучший вне дома, но дома есть гнев, обиды и злоба — такому мужу вообще не засчитываются все его добрые дела (р.Вольбе).

Такой “не умножающий разговоры с женой” тоже не попадает в рай. Потому что вне дома есть огромное количество причин казаться милым, приятным и добрым. А дома — открывается суть твоей личности. Если с женой ты злой — значит и все твое поведение вне дома — чистая ложь. Поэтому мир в доме — такая важная тема.

Так что всегда держись золотой середины, говори с ней, слушай ее, люби ее, уважай ее мнение. И выбирай правильные темы.

  1. пусть дом твой будет открыт.
  2. нужно выполнять заповедь гостеприимства.
  3. не разговаривать много с женой, с женщиной. Нужно говорить с мудрецами, мужчинами. Ей нужно сообщать выводы и советоваться в вопросах быта. В духовных вопросах советоваться нельзя. У нее другой взгляд на мир. При этом мы должны любить и уважать женщин и жен, и дочерей. Просто каждый должен знать свое место и обязанности в этом мире и действовать правильно. А как именно- написано в Торе.
  4. Женщина является индикатором, насколько правильно человек живет по отношению к Б-гу. Если удостоился, она ему помогает, если не удостоился – мешает.
  5. Всегда держись середины во всех качествах.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com