Поделиться

Пиркей Авот: Глава 1, Мишна 7. Почему к злодею — просто не присоединяемся, а от плохого соседа бежим?

1.7. Нитай из Арбеля говорит: «Сторонись плохого соседа, и не присоединяйся к злодею, и не отчаивайся от наказания».

Тот, кто учит для того, чтобы обучать, тому с неба помогают учить и обучать. Поэтому тот, кто учит Тору, должен обязательно передать ее дальше. Таким образом мы больше выполним желание Вс-вышнего, который дал нам Тору.

Йеошуа бен Прахья и Нитай из Арбеля получили Тору от предыдущих поколений. Они были в одном поколении. Тогда в еврейском поколении обязательно было 2 руководителя. Один был наси. Это был Йеошуа бен Прахья. А второй — Нитай из Арбеля, был главой раввинского суда.

Йеошуа бен Прахья сказал, что нужно сделать себе рава, приобрести себе друга и судить каждого с хорошей стороны. А Нитай из Арбеля говорит: «Отдались от плохого соседа, не присоединяйся к злодею и не отчаивайся от расплаты».

Сразу видно противоречие между ними. Йеошуа бен Прахья говорит очень позитивные вещи: «Суди каждого с хорошей стороны», а Нитай из Арбеля говорит: «Отдались от плохого соседа». А откуда ты знаешь, что он плохой? А вдруг он завтра исправится. А Нитай из Арбеля говорит: «Нет, отдались от плохого соседа». То есть если у тебя есть сейчас данные, что он плохой — ты не должен ждать что он завтра исправится, надеяться, судить с хорошей стороны и т.д.

Есть хесед и есть гвура – такие 2 качества в иудаизме. Авраам Авину – это был хесед: все будет хорошо, не смотрим на последствия, делаем и Б-г поможет.

Ицхак Авину – гвура: а вдруг я согрешу? А вдруг не поможет? А вдруг у Б-га другой план? А вдруг, а вдруг? Я лучше буду сидеть и тогда точно не будет ошибки. Это гвура. Как бы бояться за последствие своих ошибок.

И есть Яков – это качество эмет. Эмет значит истина. Он говорит : “Секундочку, давайте просто рационально посчитаем”. То есть какие-то статистики и так далее. Тора дала нам огромный инструментарий для того, чтобы понять, что делать в каждой ситуации. Просто если знать Тору, тогда не нужен хесед, не нужна гвура, а нужно просто знать, что говорит нам Тора. А когда ты делаешь все по Торе, тогда Б-г тебе помогает и будет все хорошо.

Тут мы видим два этих разных подхода. Нитай из Арбеля говорит: «К злодею не присоединяйся и не отчаивайся от расплаты». То есть от злодея, оказывается, не нужно убегать, а просто не надо к нему присоединяться.

“Не отчаивайся от расплаты” — тут два понимания этого высказывания. Первое: ты не должен отчаиваться от расплаты, так как расплата точно придет. На злодея придет расплата, на плохого соседа придет расплата.

Почему люди хотели бы присоединиться к злодею? Потому что злодей говорит: «давай сейчас денег заработаем…». Комментаторы говорят, что даже если злодей хочет построить синагогу, все равно не присоединяйся к нему. Потому что если он злодей, к нему придет расплата. Даже если он делает хорошие дела, к нему придет расплата. Поэтому присоединяться к нему нельзя.

Второе объяснение: если ты отдалишься от злодея, тебе не придется отчаиваться от расплаты. Лично тебе. Первое понимание – на них обязательно придет расплата, но, если ты выполнишь «не отчаивайся от расплаты» , то на тебя расплата не придет. Тебе самому не придется отчаиваться от этой расплаты.

Бывает, люди смотрят на других. И думают “вот они злодеи такие, а им прет и везет”. Помню, были у меня уроки Торы, и один парень из Харькова говорит: «Вот еврей, мэр города Харьков, он не праведник, а ему прет реально, у него все в руках буквально». И вот на следующий день после урока на него было покушение, и он сейчас в инвалидной коляске. Слава Б-гу, его спасли. В Израиле его вылечили.

Он в больнице начал надевать тфилин. Б-г решил его спасти. Страдания Б-г посылает, чтобы вернуть к Себе. Чтоб люди опомнились. И он с тех пор на инвалидной коляске и вряд ли бы тот парень, который говорил: «Вот почему ему везет», захотел бы поменяться с ним местами. Хотя у него сейчас нет денег.

Вот этот парень, кстати, когда был в Киеве — соблюдал. Ходил в синагогу, приходил на шахарит, надевал тфилин, Шаббат соблюдал и т.д. Потом он уехал в Германию, потому что там платят деньги. И живя там, он уже ничего не соблюдал, в синагогу не ходил. И вроде бы еда есть, все есть, а в синагогу не ходит и духовности нет.

Вот вчера он мне писал «У меня огромные проблемы, даже еды нет, хочу возвращаться в Киев». А я ему: «Ты уже был в Киеве, и что?» А у него сын в ешиве в Израиле. Он был дизайнер – программист, хазар бе тшува (вернулся к соблюдению Торы). А в Израиле по телевизору услышал рава Замира Коэна и пришел в его ешиву, и там учится сейчас. Очень счастлив, что присоединился к Торе.

А его отцу я говорю «ты уже был и в Германии, в Киеве. Может теперь в Израиль, там сын?». Он ответил: «Я подумаю».

Вот мы видим из этого всего, что на человека очень влияет сосед. По результатам одного исследования, 86% людей выбирают друзей по месту жительства. То есть, самый главный фактор выбора друга — это по месту жительства. Второй фактор – совместный бизнес. И только третий фактор – общие интересы. Это сегодняшнее исследование. А Нитай из Арбеля сказал нам: «Ты должен отдалиться, убегать от злодея».

Задавал вопрос и объяснял Бриский Ров. Он говорит: “Секундочку, плохой сосед — это стадия меньшего зла, чем злодей. Так почему написано, что от плохого соседа ты должен убегать, а к злодею ты просто не должен присоединяться?”. Потому что, когда зло неявное — оно очень прилипчивое, к нему очень легко присоединиться.

Например, у нас в Израиле сосед — композитор, вообще такой интеллигентный, культурный человек. Что интересно, он каждую субботу ходит в синагогу на урок Торы, но при этом говорит: «Я не верующий, в Б-га не верю, просто интересно еврейскую культуру изучать». Израильтянин, ему за 70 лет и он такой очень приятный человек.

И там есть рядом 2 синагоги. Одна консервативная, напротив, они там в Шаббат на машинах ездят и тоже приятнейшие люди. А во второй люди в вязаных кипах, тоже прекрасные люди, профессора. И вот дети смотрят и думают, можно быть консерватором или не религиозным и приятным хорошим человеком.

Намного легче прилепиться к неявному злу, чем к явному. Если человек явно злодей, ребенок просто убежит от него.

Но зло будет наказано. Так устроен этот мир, что зло по-любому будет наказано. Если ты к нему присоединился, то в конечном счете раскаешься от расплаты.

Плохой сосед – это не ярко выраженное зло. То есть, он просто плохой сосед. И есть опасность, что дети подружатся с его детьми, что ты сам тоже можешь с ним подружиться. Очень легко с ним соединиться. А с кем поведешься — от того и наберешься. Любой человек, какой бы он ни был сильный, подвержен влиянию внешней среды.

Теперь, если соединить эти две мишны, что получается. Йеошуа бен Прахья говорит, как надо делать: “Сделай себе рава”. То есть ты должен найти источник знаний, к которому ты присоединяешься и слушаешь от него. «Приобрети себе друга». Ты должен потом делиться этими знаниями с другом и обсуждать их. И друг у тебя должен быть реально такой, который будет обсуждать с тобой эти слова Торы. И третье, что он сказал: «Суди каждого с хорошей стороны». Но он имел в виду, что ты уже себя окружил хорошим равом и хорошим другом. Тогда чтоб не потерять эту связь, ты должен трактовать все вещи, сомнительные в их поведении, в хорошую сторону.

Нитай из Арбеля говорит — давайте посмотрим на эти вещи по-другому. Первое «Отдались от зла, потом делай добро». Первое, что должен сделать – это изолировать себя от зла. То есть, ты должен присоединиться к такому месту, где будут хорошие люди, которые учат Тору.

И здесь очень интересно, есть другая Мишна в Пиркей Авот — Рабби Йоханан бен Заккай спросил у своих учеников: «Какой хороший путь, через который человек прилепится к Б-гу?».

Первым сказал Элиэзер бен Орканос: «Хороший взгляд». То есть, позитивное мышление. Если я во всем вижу все хорошее, какой прекрасный мир сделал Б-г. И все время помню, что Б-г это сделал, я через это присоединяюсь к Б-гу.

Рабби Йоси а-Коэн сказал: «Хороший сосед». То есть хороший сосед — это если ты окружил себя добрыми, духовными людьми, то ты от них наберешься хорошего.

Рабби Йеошуа сказал: «Хороший друг». То есть, вот путь, как присоединиться к Б-гу: добрый взгляд, хороший сосед и хороший друг.

Потом Рабби Шимон бен Натанель сказал: «Тот, кто видит то, что родится». Сказал об этом рабби Шнеур Залман из Ляд (первый хаббадский Ребе): «Чем меньше человек присоединен к этому миру, тем больше у него развивается качество бина (понимание). То есть, когда человек зацеплен на материальном мире, то его внимание все время куда-то зацеплено “где мой велосипед, коза, когда на работу и т.д”. То есть его внимание постоянно прилеплено к этому миру.

Но если человек себя отпускает от этого и начинает думать о том, как устроен этот мир, вникает в процессы, то его сама “коза” не интересует. Его интересует, Кто создал эту козу, нужна она вообще или нет. И он сказал, чем меньше человек привязан к этому миру, тем больше у него развивается качество бина. Бина — это сообразительность. У него пробуждается свойство интеллекта, которое помогает понимать вещи.

Так вот то, что сказал Шимон бен Натанель: «Тот, кто видит, что родится». Когда человек начинает понимать, что будет через шаг — он приближается к Б-гу. Тогда человек начинает вдумываться и ему становится очевидно, что есть Б-г и что жизнь в этом мире очень переходящая.

Подведем итог. В этой мишне Нитай из Арбеля сказал: «Отдались от плохого соседа». Потому что «с кем поведешься, от того и наберешься». Второе: «Ни в чем, никогда, нельзя присоединяться к злодею».

Я помню, когда-то я эту мишну еще не знал, я учился в спортинтернате. У нас там были спортсмены разные-разные.

И как-то вечером я шел то ли на тренировку, то ли с тренировки, и встретил двух спортсменов вместе с местным бандитом. И они мне говорят: «Идем с нами пиво попьем». Я с ними дружил, а этот бандит вызывал у меня всегда зло и отвращение. Он очень жестоким был. Мог котенку лапу оторвать. И я не пошел с ними из-за него.

Они ушли пить пиво. Казалось бы, попить пиво – дело хорошее, да и я эту мишну не знал. Но я решил даже в таком хорошем деле, как попить пиво, не присоединяться к злодею. Они попили пиво. Потом какой-то там был парень, тоже пьяный, он пригласил их домой. И этот бандит его убил, чтобы ограбить. А эти два спортсмена, они просто сидели и не знали, что делать. Тут кто-то из соседей вызвал милицию. Они убежали. Выпрыгнули в окно. Но попались как соучастники и получили огромные сроки, так как убитый парень был внуком генерала милиции.

Я вспоминаю сейчас этот случай к тому, что “не присоединяйся к злодею даже в хорошем деле”. От зла нужно убегать, потому что оно очень прилипчивое. Не отчаивайся от расплаты. Расплата придет на злодея. Это факт. И тебе, если будешь выполнять, все, что сказано, не придется отчаиваться от расплаты.

Теперь нужно составить список своих соседей. И отдалиться от них. Куда от них отдалиться? Возникают вопросы. Как-то спрашивали рава Мойше Шапиро: «Ехать в Израиль или не ехать?». Он ответил, что нужно ехать туда, где будешь ближе к Б-гу. Если у тебя там есть рав, есть религиозный друг, значит отлично, можно ехать. А если нет, то многие перестают соблюдать, потому что нет общины и они не знают что делать.

И суди каждого с хорошей стороны – это просто улучшает настроение.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com