Поделиться

Пиркей Авот: Глава 1, Мишна 10. Правильное отношение к работе, высокому положению и тем, кто нго занимает

1.10. Шмая и Автальон приняли [Тору] от них. Шмая говорил: «Люби труд, и пусть будет ненавистно тебе властвовать над людьми, и не становись приближенным к властям».

На очереди ледующая Мишна, и следующей парой мудрецов по передаче традиций Устной Торы были Шмая и Автальон. Написано, что они были геры, принявшие иудаизм. Они были потомками Санхерива, ассирийскийского царя, который нападал на Израиль, и вся его армия погибла под Иерусалимом от эпидемии. Это произошло в Песах и то, как они погибли, было явным чудом. И его потомки поняли, что, наверное, все таки есть Б-г у народа Израиля и надо с ним налаживать отношения.

И вот, Шмая и Автальон приняли иудаизм, и стали самыми великими мудрецами в народе Израиля. Что интересно, написано, — корона мудреца Торы доступна всем.

Есть царь Давид, есть коэны-священники, потомки Аарона, а быть самым великим мудрецом в еврейском народе может каждый, даже если он не был евреем. Потому что ценится здесь именно мудрость Торы. То есть тот, кому Б-г ее дал — он главный.

В общем, вдвоем они стали главами еврейского народа. Шмая стал наси — как царь, а Автальон был главой Раввинского суда.

Шмая говорил так: «Люби работу и ненавидь величие». Рабанут – это величие, быть главным. «И не становись известным властям (правителям)». Он дает три совета.

По-простому, малаха – это вид деятельности, который изменяет мир (это работа). Что люди обычно любят? Работу? Нет, они любят результат работы. Большинство людей ненавидят свою работу. Большую часть жизни они мучаются. И получив результат этого мучения, они тут же тратят на развлечения, алкоголь, чтобы отвлечься.

А Шмая нам сказал, что нужно любить сам процесс работы. Если у человека есть деньги, ему не нужно работать ради денег, он все равно должен работать и любить свою работу. Написано “Человек рожден для работы”. То есть, Б-г поставил человека в этот мир, для того чтоб человек работал.

Над чем работать – это другой вопрос. Конечно, лучше всего заниматься любимым делом. Но это все равно должна быть работа. Что такое работа? От звонка до звонка, ты должен это делать. И он говорит: «Люби то, что ты должен делать». Это первый совет.

Дальше он говорит – «ненавидь величие». Почему? Люди обычно стремятся к величию. Это одна из потребностей.

Есть пирамида Маслоу: сначала человек стремится обеспечить свой быт, потом хочет присоединиться к группе людей, а затем хочет стать самым большим в этой группе людей. Это его естественная потребность.

А Шмая говорит: «Ненавидь рабанут». Почему ненавидеть рабанут? В Коэлете написано, что все время, когда человек властвует над человеком — это идет ему во зло.

Известно, что Йосеф был цадик. Он был один самым праведным среди братьев. Он был царем Египта. И он умер раньше всех остальных братьев. То есть, то время, в которое ты властвуешь над остальными, идет тебе во вред. Кто-то тебе завидует, кто-то тебя ненавидит, кого-то ты обидел. У тебя заботы, ты волнуешься за результат, следишь, что кто как сделал. То есть, это приводит к проблемам. Люди стремятся к тому, чтоб быть впереди, не понимая, что это сокращает жизнь. Поэтому Шмая нам сказал: «Ненавидь рабанут».

Есть еще одно объяснение (р.Бартанура), что это значит: «Не говори, что я большой человек, а иди на рынок и занимайся простой работой». Очень много людей мучается, приезжая в Израиль, потому что дома он был великим, а тут он — никто. Если бы они послушали Шмая, они бы ненавидели рабанут.

Лучше быть человеком простым. Почему лучше, возникает вопрос? То есть, у человека есть его установка по умолчанию – это кавод. Кавод — это стремиться к почету. Есть еще установки: все, что ты видишь — тебе нравится, размножаться со всеми объектами размножения, которые находятся в округе.

Но Тора нам говорит, что для того, чтобы стать человеком, человеком в самом его высшем понимании — нужно преодолеть все эти естественные стремления, и тогда ты становишься близким к Б-гу. А если будешь ближе к Б-гу — это тебе дает ощущение счастья. Счастье здесь и счастье там, в будущем мире.

Потому что в принципе, люди стремятся к величию, чтобы почувствовать себя лучше, не понимая, что они почувствуют себя хуже. То есть, у них есть это стремление, которое их тянет, они надеются: вот я стану великим — буду чувствовать себя лучше.

Шмая дает нам практический совет, как выключить у себя естественное стремление к рабануту. То есть внутри есть стремление: «Когда я буду властвовать над людьми, я буду более счастливым«. И даже если я логикой понимаю, что это не надо, стремление то все равно есть. А он говорит: «Ненавидь величие». Он не говорит “не стремись к рабануту” или “не хоти рабанут”, потому что это невозможно. Он говорит: “включи у себя противоположную силу.”

Как лист бумаги, который сложен в какую-то сторону. Чтобы его выпрямить, его нужно перегнуть в противоположную сторону. Потому что, если я начинаю понимать, что мне это не надо, а у меня есть стремление, то я все равно буду это делать или буду страдать от того, что я не делаю.

Например, был Янукович президентом. Он царь был: у него было Межигорье, дворцы. В итоге, ночью убегал на вертолетах, сын погиб, его все ненавидят, все время боится попасть под суд. Были Каддафи, Саддам Хусейн, Бен Ладен – все цари были, никого уже нет.

То есть все, кто стремились к величию — их уже нет. Некоторые даже оказались в тюрьме. Главный рав Израиля Йона Мецгер сейчас сидит в тюрьме. Он же учил это и, наверняка, знал эту мишну. Но он не включил у себя “ненавидь рабанут”. Президент Израиля сидит в тюрьме, премьер-министр Израиля тоже сидит в тюрьме. Казалось бы, почитай мишну и все. Но нормальный человек думает: «хочу быть все равно президентом. Хочу и буду. Хочу не могу».

Нам Шмая сказал: “ненавидь рабанут и не становись известным властям».

Как устроена жизнь на земле? Человек стремится вначале к деньгам, богатству, он хочет обеспечить свою жизнь. Чтоб было что кушать, где жить. Есть у него деньги? Хорошо. Нет денег – он все время живет в этом стремлении, что ему не хватает. Потом допустим, он научился зарабатывать, Б-г дал ему деньги. Появился избыток денег. Человек думает, надо обеспечить себе будущее, надо их куда то вложить. Вложил куда-то деньги.

Все он уже спокоен и думает, надо теперь найти с кем я буду общаться. Почему меня не уважают? Он начинает покупать себе дорогие машины, звания «человек года» и зарабатывает себе почет.

Потом думает, что делать дальше. Почет уже есть. Теперь власть. Потому что, допустим, я еду на самом красивом Бентли, и тут милиция перегораживает мне дорогу, и проезжает какой-то кортеж с мигалками, мэр города. Все, я должен идти на выборы. И он берет деньги и вкладывает их в свою компанию, хочет попасть во власть.

Потом он встал во власти. А во власти своя каста. Исполнительная власть: прокуроры, служба безопасности и т.д. У них есть власть посадить человека в тюрьму, у них есть власть все забрать. Налоговая, например, вызывает его: “Ну-ка отчитайся где ты взял деньги?”. И тут он понимает, что они сильнее чем он. Потом власть подтягивает людей, которые хотят получать государственные заказы и т.д.

Вот, например, есть в Украине «Совет официальных религий», признанный при правительстве. Там 16 членов, все официальные религиозные направления. А все остальные неофициальные. И все стремятся туда попасть, а те, кто там, уже внутри никого не пустят. Те, кто внутри — они с одной стороны в привилегированном положении, а с другой стороны, они все время на коротком поводке. Их вызывает правительство и говорит: «так, политика у нас сейчас такая-то и все священники и раввины должны выйти и поддержать это».

Как-то президент России вызвал главного рава России, Берла Лазара, к себе на встречу в субботу. И он пешком шел через всю Москву в субботу. Потому что ему назначили прийти в субботу, значит надо прийти в субботу. Потом ему как-то сказали прийти на официальное празднование в пятницу. Ему сказали, надо обязательно быть и он приехал. Ему сказали: “мы дадим тебе реактивный самолет, вернем тебя”. Самолет ему дали, но была непогода. И он прилетел перед самим Шаббатом. Он шел пешком с аэропорта, потому что началась суббота и ехать уже нельзя было. В общем, он пришел домой только к трем часам ночи.

Шмая сказал нам около 2000 лет назад 3 вещи:

  • «Люби работу». То есть, если ты любишь процесс, то это самое главное в жизни. Потому что ты занимаешься процессом большую часть времени. Результаты приходят потом. Спортсмен занимается год, чтобы получить медаль. А получение медали — это один миг, а год — это работа.
  • «Ненавидь величие» — потому что как только ты выходишь на вид, то у тебя сразу появляются завистники. Чтобы внутри убрать это запрограммированное стремление к почету, нужно именно ненавидеть этот почет. То есть нужно вызвать у себя к нему отвращение.
  • «Не становись известным властям», потому что они приближают человека только для своей пользы (это будет в следующих мишнайот). Власти приближают только когда человек им нужен, а когда не нужен выбрасывают его на мусорку и никогда за него не впишутся. Есть много примеров. Был министр налоговых сборов в Украине. Потом его отдают под суд, и никто за него не вписался. И даже кто-то говорил: «Я когда-то хотел с ним встретиться, а он со мной не хотел, а сейчас я могу, но не хочу». Я спросил: «так чем ты отличаешься от него?” Встреться сейчас, когда ему плохо, так потом, когда ему будет хорошо, он тебе поможет.

Есть 3 понятные вещи от Шмая: «Люби работу. Ненавидь рабанут. Не становись известным властям». Тот, кто так делает — у него не будет недостатка в жизни и будет будущий мир.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com