Плюсы и минусы привычек. Уход в глубину - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Плюсы и минусы привычек. Уход в глубину

Помочь уроку

Затронув тему привычек, мы выходим в очень мощный механизм описания реальности, и особенно внутренней психической реальности человека. Сравним светскую психологическую модель и еврейский глубинный взгляд.

bowin сформулировал очень точное описание отношения к привычкам в светском мире – сделанное профессионалами.

мне кажется, в каком-то смысле привычки “как бы” самое важное в нашей жизни. здесь я могу отослать к теории Бейтсона – сначала человек обучается, потом его обучение обобщается на разнообразие контекстов – и тогда становится привычкой, глубоко укорененным паттерном поведения. а дальнейшее эээ обобщение привычек формирует “оперативную” модель мира, с которой человек работает. по сути, получается, он имеет дело не с самим миром, а преимущественно со своими привычками мыслить и действовать – т.е. с привычками в широком смысле, а не только с теми, которые сознание замечает (напр. компульсии)

иное дело, интересно отношение между привычкой и сознанием, которое может привычку отследить и переработать. получается, дело не столько в наличии привычек, сколько в наличии желательного, благоприятного набора привычек – и готовности переобучиться, если в том или ином паттерне поведения возобладают “деструктивные силы”.

Это – хороший повод сравнить классический психологический подход с тем, что нам предлагает еврейская глубинная мудрость (ЕГМ).
С точки зрения самых современных психологических взглядов, привычка имеет свойство заполнять все «рабочее пространство», создавая «оперативную модель мира». С такой точки зрения, если мы сможем накопить достаточно полноценную коллекцию привычек, то мы можем создать из нее идеальную «оперативную модель мира» – и всем станет хорошо.
Где в этом подходе находятся слабые места – с точки зрения ЕГМ?

1. Как будет расматривать ЕГМ человека, полностью запрограммированного привычками? Как робота.
Где в нашем случае будет первое слабое место системы, построенной на привычках?
Это нестандартные ситуации, когда у человека не окажется заранее заготовленной привычки для реагирования на ситуацию.
С точки зрения светского человека, это может быть очень плохим событием, тревожащим его привычный мир.
С точки зрения ЕГМ – эта ситуация называется «вызов» (challenge).
Какие функции «вызова»?
А) Вызов – развивает наше ТВОРЧЕСКОЕ начало, заставляя учиться искать новые решения в непривычных обстоятельствах.

Б) Согласно нашей традиции, наше подлинное Я, содержащее в себе в том числе наш характер – находится под слоем привычек.
Если у человека не будет «вызовов», то с помощью привычек человек сам себя лишает: 1. доступа к глубинному Я; 2. возможности работы над ним.

В) Согласно ЕГМ, в «необработанном» человеке внутри его Я – правит «ецер а-ра», «звериное» начало. (Слышали фразу: «Не будите во мне зверя»?)
Защитившись панцирем привычек, звериное начало будет оставаться монопольным хозяином нашего Я.

Привычка – как часть культурных реакций человека, формируют иллюзию, что человек стал интеллигентным. На самом деле, человек спрятал свой звериный оскал за «макияжем» привычек.
Хорошо это или плохо? Если человек все равно не умеет ничего путного сделать со своим глубинным миром, то пусть уж лучше он скрывает его за макияжем. Именно этим занимаются в «цивилизованных» странах, приучая граждан к надеванию «дежурной» улыбки при встрече.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Когда это может проявиться в виде проблемы? Когда этой ситуацией воспользуется диктатор, дорвавшийся до власти и активировавший «спрятанных зверей», отменив необходимость носить маску «привычной культурности».
Хрестоматийный пример – Германия. Страна культурности, скрывавшая все тех же зверей в глубинах психики граждан.
И Гитлер, используя в том числе средства массовой информации, тотально замотивировал своих подданных сбросить маски и весь мир ужаснулся, увидя, что способ светского «окультуривания» населения ничего в людях по сути не изменил. Их глубинный мир сохранил свою звериную природу в такой же первозданности, что и у «первобытных» людей.

Г) Светское общество, которое все равно не восприняло урок и не стало искать пути глубиннной работы, стало искать пути не допускания повторения ситуации. В частности, запрет избираться президентам больше чем на два срока – был направлен на то, чтобы уменьшить риск диктатуры, которая снова захочет «залезть под маску».

Д) Кроме опасности «пробуждения зверя» существует конечно же и более глубокие причины работы над глубинным Я.
В еврейской традиции эта процедура называется тикун мидот – исправление характера.
Согдасно мнению наших мудрецов, правильное применение системы заповедей, с учетом ЕГМ – может и должно привести именно к внутренней трансформации личности.
И тогда, кстати, никакой диктатор не сможет легко вернуть в «зверинец» людей, если в их внутреннем мире произошли реальные изменения.

Итак, пройдемся еще раз по пунктам.
Жизнь (а в еврейской модели – главный режиссер наших “вызовов” – Вс-вышний) постоянно «подбрасывает» нам вызовы, чтобы мы начали работать над своим глубинным Я (говоря языком ЕГМ – пробудились). Если человек не воспринимает «вызовы» как задачу, то он будет реагировать на нах «по звериному» (см. Модель «Эсав рождается первым»). И стараться избегать. Культурное общество вырабатывает привычные схемы, чтобы им прикрыть зверя. ЕГМ, напротив, предлагает строить жизнь на работе над своим глубинным Я.

Естественно, что бывают и полезные привычки.
Они в том числе формируются и в рамках еврейской религиозной жизни.
Никто не утверждает, что они вредные. В них много пользы. Но….
Говорит ЕГМ, что здесь скрывается еще одно искушение.
Чем более привычно действие (пусть даже самое праведное), тем менее оно затрагивает суть нашей личности.
Человек, выучивший наизусть текст молитвы, и привычно (как часы) приходящий в синагогу на молитву, может за несколько лет довести весь процесс до полного автоматизма.

Вкратце, в чем наша задача?
Каждая заповедь – имеет свою внутреннюю структуру и механизмы (в рамках ЕГМ).
Когда мы освоили с помощью привычки внешнюю форму, наступает время всерьез заняться глубинной работой. Так, например, во время молитвы, обращать внимание на то, что происходит внутри нас.

И здесь, несмотря на привычность внешней формы, самое главное – это постепенно погружение во все более утонченные механизмы, что будет соответствовать нашей работе над глубинным Я.
Т.е. даже при наличии полезных привычек, работа – находится «под землей», внутри этого фасада.

Где мы учимся (на уровне интеллекта) возможности разнообразных реакций (в противоположность привычным). Гениальный «тренажер» – текст Талмуда. В нем мы сталкиваемся с массой ситуаций, каждая из которых может найти аналог в нашей жизни. И разнообразие взглядов внутри Талмуда на каждую ситуацию учит нас действительно творческой реакции в случае пришедших к нам (Свыше) вызовов.

Итак, подводим итоги:
1. вред привычек – они скрывают необходимость внутренней работы.
2. у полезных привычек – мы должны прорываться в глубину
3. теоретический опыт творческой (а не привычной) самореализации мы учим в Талмуде.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.