Поделиться

По секрету всему свету… | Урок из главы Ницавим

Сказки, таинственность мы обожаем с детства. В каждой культуре найдёшь неведомые вожделенные пристанища. Не Шамбалу – так Беломорье, не замок Грааля – так остров Авалон… А тут прямо в руки плывёт пасук про отношение Торы к тайному!

Сокрытые – Г-споду Б-гу нашему, а явленные – нам и детям нашим навек, чтобы исполнять все слова Закона этого”.

Как и полагается в фэнтези и детективе, возможны варианты расшифровки. Из контекста ясно, что речь о преступлениях и наказаниях. “Поклонялись богам иным… изгнал их в ярости…” Одно из классических толкований: Творец не наказывает всё общество за тайные грехи одиночек. С этими Он разберётся отдельно (“тайны Б-гу нашему”) — ведь “не может знать человек, что в душе у ближнего”. Но если общество откажется создать справедливые и эффективные суды, оставит без наказания явные мерзости – пламя гнева опалит всех. Так что ситуация, когда лидеры еврейского государства один за другим «танцуют» перед судом, не оптимальна для народной безопасности.

Рамбан отмечает другое значение “скрытых грехов”: проступки, скрытые от самого совершающего. Царь Давид молит в псалме: “Ошибки кто уследит? От неведомых (мне) грехов очисти меня!” И Творец “обязуется” взыскивать с нас только за осознанные деяния.

Чрезвычайно интересную грань духовного закона исследует комментарий, базирующийся на трактате Талмуда Хулин. Творец специально скрыл от нас награду за заповеди, чтобы не сказал человек: “буду соблюдать лишь те из них, где награда выше”. Но Он рассказал о плате за две заповеди. Труднейшую, ежедневную – почитание родителей и мгновенную, самую лёгкую: отослать наседку от гнезда, если хочешь взять яйца или птенцов. В обоих случаях фраза: “чтобы хорошо было тебе и продлились дни твои” намекает на самого человека (“тебе”) и его потомство (“продлились дни”). Но ведь и наш пасук содержит “нам и детям нашим”!

Оказывается, “сокрытое” – это про вознаграждение за остальные заповеди, а “открытое” – за указанные две! Творец для того и поведал об одинаковой награде за труднейшее и легчайшее, чтобы мы поняли: все заповеди в Его глазах равноценны и не может человек объявить какую-либо несущественной. Это так, к слову, насчёт “Б-га (только) в сердце” и прочих консерватизмов-реформизмов…

А вот капелька “тайного”. Над 11-ю буквами пасука, в словах “нам и детям нашим” стоят точки, от века воспроизводимые в свитках Торы. Всего в Торе имеется 15 подобных мест. Точки либо подразумевают отмену чего-то, либо привлекают внимание к словам, раскрывающим принципиально новые положения закона. Здесь они как бы сдвинуты со своего места: должны были бы стоять над “Г-сподь, Б-г наш” (11 букв), но перенесены из почтения к Имени. Намекая нам, что и “открытое” – тоже Ему (исключён один из смыслов фразы). Или – что Он начнёт ставить нам в счёт проступки через 70 дней (одна из точек расположена над буквой “айн” следующего слова, а числовое значение “айн” — 70). Когда мы перейдём Иордан и произнесём общие клятвы на горах Гризим и Эйваль. Ведь с этого момента евреи стали поручителями друг за друга! Возникла коллективная ответственность. Уж поверьте антисемитам: мы в ответе друг за друга. По крайней мере, с того, семидесятого дня.

Теперь о вещах, которые у нас привычно ассоциируются с “тайной” и кажутся такими сладенькими! Поясняет Рамбам, что Творец как бы оставил для Себя глубинные смыслы Торы и лишь старательным одиночкам дарит избранные из них. Но открытое – принадлежит людям, и потому никто не может уклонится от исполнения заповеди, сославшись, что ещё не до конца постиг её смысл. Более того, книга Зоар вслед за “мудрейшим из людей” царём Шломо утверждает, что человек, который попытается нецеломудренно вторгнуться в тайную обитель мудрости, назовётся “вводящий своими устами в грех свою плоть”. И его поджидают у входа и выхода ангелы мщения и разрушения. Так что, намереваясь проникать “за полог очевидного”, обязательно спроси себя: является ли мой провожатый, мой учитель образцом скромности и морального совершенства? Иначе – беги, дабы не попасть под размашистый удар!

Есть ещё множество аспектов этой короткой фразы (а разве в Торе бывает иначе?). Например, что Творец больше любит те благодеяния, которые мы делаем без рекламы. Или что во времена галута, который Тора называет “сокрытием лица Всевышнего”, люди неотчётливо осознают почти все смыслы великого Закона. Зато с приходом Машиаха, наступлением Геулы, “Освобождения”, “вкус заповедей” раскроется “нам и нашим детям”. Ведь даже само слово “геула” буквально означает “раскрытие”!

И что есть два “времени геулы”. Одно – тайное, известное только Б-гу. Другое, открытое людям: если (и когда) большинство нашего народа вернётся к Торе.

Один из уроков: не может никакая группа евреев объявить кого-либо, пусть даже самого выдающегося человека, Машиахом. Ибо если речь о “явной геуле” – это должно быть очевидно всему народу. Если же о “геуле сокрытой” – она в компетенции только Творца и от людей скрыта принципиально. Не зря же “имя Царя-Машиаха высечено под престолом Его Славы” – в укромном месте.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com