Поделиться

По тропинкам Торы | Недельная глава Хаей Сара

Сара умирает, услышав, что ее единственный сын принесен в жертву – так ей передал историю Жертвоприношения Ицхака Ангел-Сатан. Но почему ей была уготована с Небес именно такая смерть? Объясним: В предыдущей главе их с Авраамом навестил ангел и рассказал, что у них в старости родится сын. Сара тогда не только не поверила этому радостному известию, но даже позволила себе посмеяться над ним. Поэтому теперь, когда она услышала горькую весть о смерти любимого сына, Вс-вышний заставил ее поверить – и от ужаса ее душа рассталась с телом. Это называется «мера за меру» — она была виновата в том, что не поверила в радостное, и теперь в наказание поверила в грустное.

Сара жила 127 лет, и ровно столько же стран было в империи Ахашвероша – тоже 127. А правила всеми этими странами праправнучка Сары — Эстер. Раби Акива объясняет это так:

Заслуга Сары, прожившей в праведности 127 лет, привела к тому, что евреи были спасены во время чуда Пурима через Эстер, которая стала царицей над 127 странами. И раби Акива добавляет, что это не просто история, но и важный урок всем нам. Сара вставала ночью, чтобы принимать гостей, именно это дало заслугу ее потомкам — как же тогда сейчас мы спим днем (не исполняем заповеди-мицвот)? Что же тогда останется нашим потомкам?

24:67 «И рассказал раб Ицхаку обо всем, что произошло… И взял Ицхак ее замуж».

О чем именно? О чудесах, сопровождавших его и Ривку и показавших, что она предназначена ему Б-гом. И тем не менее Ицхак не брал ее в жены, пока не увидел своими глазами, насколько она праведна. И тогда он и взял ее в жены! Отсюда наши мудрецы заключают, что мы должны смотреть не на сопровождающие человека чудеса, а на его праведность.

Авраам покупает поле у Эфрона-Хиттийца.

В стихе 23:3 написано: «Авраам встал от лица своей умершей». Берешит Рабба объясняет, что Авраам боялся задним числом раскаяться в том, что согласился принести в жертву Б-гу единственного сына Ицхака – ведь тогда он потерял бы награду, уготованную ему и его потомкам. Поэтому он оградился от скорби. Ведь тот, кто совершил хороший поступок, а потом сожалеет об этом, теряет награду, уготованную ему за этот поступок.

23:4 «Владение погребальное».

Несколько раз Авраам подчеркивает, что покупает землю под кладбище. Комментаторы объясняют, что это из-за того, что у Хиттйцев был закон — не продавать свои поля, так как они были очень плодородны. Поэтому Авраам постоянно повторяет, что ему нужно не поле, а только пещера для могилы. А Эфрон, после того, как старейшины одобрили эту сделку, прибавил еще и поле вокруг пещеры, чтобы запросить большую цену.

В стихе 24:1 Авраам получил благословение. Важно отметить, что это произошло после смерти Сары. Это благословение нужно было для того, чтобы не сказали, что все его богатство было получено из-за Сары – что он разбогател на том, что Фараон забрал ее у него. И в конце главы Авраам дал подарки детям Ктуры-Агар – и это были те самые деньги, что он получил от Фараона за Сару. Тем самым он вернул все подарки, полученные им за Сару, внукам Фараона — ведь Агар была дочерью Фараона!

Алаха, еврейский Закон (Кицур Шульхан Арух, законы Трапезы) запрещает во время трапезы дать соседу надкушенный ломтик хлеба или угостить его напитком из собственного стакана, поскольку брезгливому человеку это может быть неприятно. И Ривка не стала бы допивать воду из кувшина после того, как из него попил Элиэзер. Но она не хотела и оскорбить его, на его глазах вылив воду на землю – поэтому она предложила напоить его верблюдов. И чтобы домой принести чистую воду, ЭТУ воду она вылила верблюдам. Это показало Элиэзеру ее тактичность и чистоплотность.

Наша глава называется Хаей Сара — Жизнь Сары, хотя рассказывает о ее смерти. Так же и про Якова говорится в главе Ваехи: «И жил», — хотя там рассказывается о его смерти. Наши мудрецы понимают это так: Праведники и после смерти называются живыми.

«И было дней Сары…» Написано в трактате Недарим 64: «Четверо считаются мертвыми: нищий, прокаженный, слепой и бездетный». Исходя из этого, все свои годы до рождения Ицхака Сара «не жила», а жила только 37 лет после его рождения. И слово «ויהיו» (и было) по гематрии как раз равно этому числу 37. Именно столько лет прошло с рождения Ицхака до ее смерти, столько лет она была матерью, а значит, жила.

В Берешит (24:64), рассказывается: Когда Ривка увидела Ицхака, она «упала» с верблюда. Раши, полагаясь на перевод Ункелоса и на объяснения Мидраш Рабба, комментирует: Она не упала на землю, а свесилась в противоположную от Ицхака сторону, чтобы укрыться от взора незнакомого человека. И когда она узнаёт, что это ее суженый, выравнивается в седле и прикрывает лицо платком. Тора здесь рассказывает этот случай, чтобы показать скромность Ривки.

Эвен Эзра на это смотрит немного иначе, объясняя слова «Упала с верблюда» как поклон. То есть она свесилась не в противоположную сторону, а в сторону Ицхака, поклонившись, что, по мнению Эвен Эзры, показывает ее учтивость.

В буквах имени Ицхака есть намек на историю его родителей. 10 — ״י״ испытаний Авраама; 90- ״צ״ лет Сара была бездетной; 8- ״ח״ на восьмой день Авраам сделал ему обрезание; 100 — ״ק״ лет было Аврааму, когда он заключил с Б-гом союз обрезания Брит Мила.

В стихе 24:19 мы видим, что Ривка угостила водой Элиэзера, а потом напоила и его верблюдов. А в стихах 24:32-33 можно увидеть, что в доме Ривки сначала накормили верблюдов, и только потом сели есть. В этой истории прослеживается закон, который ясно записан в отрывке «Шма». Там сначала упоминается, что животные будут есть, а потом: «И ты будешь есть и насытишься». То есть едой Вс-вышний обеспечивает сначала животных, а потом людей, а питье сначала полагается людям. И к домашним животным, даже к собакам и кошкам, относится тот же закон.

Утверждают, что Сара и Авраам жили одинаковое количество лет. Как же тогда она умерла раньше, ведь Авраам жил 175 лет, а Сара — 127, то есть между ними было 48 лет разницы? Объяснение этому можно найти в трактате Евамот, где написано, что человек, прошедший обряд «Гиюр», считается заново рожденным. И поскольку Авраам признал Всевышнего в 48 лет, ему засчиталось, как будто он заново родился, и он получил еще 48 лет жизни. А Сара с рождения уже понимала, что Всевышний — Хозяин этого мира, поэтому умерла в свои 127 лет.

В рассказе о покупке пещеры Махпела семь раз упоминаются похороны умершего. Это намекает на количество похороненных там. Как известно, в ней были похоронены трое праотцев и три праматери. Получается шесть человек. Кто же седьмой? Это Эйсав, голова которого тоже была похоронена в этой усыпальнице.

Гемара Бава Батра (110а) приводит стих из Шмот (6:23), где, упоминая Элишеву, дочку Аминадава, Тора добавляет, что она была еще и сестрой Нахшона, сына Аминадава. Талмуд недоумевает: Зачем нужно добавлять, чья она сестра? И оказывается, что тот, кто хочет оценить достоинства девушки, на которой собирается жениться, пусть посмотрит на ее брата. И далее Талмуд приводит еще одну причину проверять по чертам характера брата: «Дети похожи на брата жены».

Поэтому Ицхак сначала боялся жениться на Ривке. Он руководствовался именно этим правилом: хочешь узнать о девушке -проверь ее брата. А братом Ривки был Лаван, известный обманщик. Но все-таки он в конце концов женился на ней, узнав от Элиэзера (24:67), сколько чудес сопровождало ее встречу с ним, и поняв, что она смогла защититься от его влияния. (Раши на стих 63).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com