Поделиться

Почему бабушки балуют внуков? | Зарисовка. Глава Лех Леха

Потому что они сообщники: что у чада предки не воспитали, его дети поправят. Поспорь с младенцем…

Глава начинается так

«И сказал Г-сподь Авраму: иди себе из земли твоей, из родины твоей, из дома отца твоего в землю, которую покажу тебе».

Детей у тебя пока нет – а там появятся и довоспитаешься. Впрочем, наш пасук не только об этом.

«Сифтей коэн» приводит множество гематрий, а одним из значений всей истории ухода из дому видит… выход души из тела! На привычном языке – смерть человека. Три «выйди» намекают на три (из четырёх) основ материального мира: прах, огонь и воду. И в этом контексте «иди себе» ( «иди к себе», «веди себя») означает путь в особый, уникальный мир. О нём говорится в Талмуде: «Не видит там один человек другого». У каждого есть точный, выверенный до нюансов личный счёт. И потому после смерти — свой собственный мир. Это на Земле мы варимся в общих кастрюлях… Конечно, какие-то связи и там существуют, но нам трудно себе их даже представить. Однако, заглянув в пасук, можно кое-что узнать об ожидающем каждого путешествии.

Но вернёмся к чуть более привычному. Мудрецы используют в комментариях столько гематрий, что кажется, перед нами алгебраические уравнения. Среди гематрий, приводимых Сифтей коэн и Бааль атурим, есть такие: «покажу тебе» = «в облаках». Облака шли перед Аврамом и указывали ему путь. Подобно тому, как вели Облака Славы его потомков по пустыне. Имя «Аврам» (ещё не «Авраам», буква «hей» добавится позже) имеет ту же «малую гематрию», что и «Адам». Адам в результате ошибочного выбора спустился из райского сада в приземлённый мир. Аврам же собственным усилием поднялся из всеобщего идолопоклонства к безупречному монотеизму. Говорят комментаторы, что он совершил «тикун Адама», духовное исправление последствий первого греха. Его подвиг открыл человечеству путь к раю!

Ещё гематрия: «покажу тебе» = «благословлю». Многие комментаторы, в их числе Раши, подчёркивают, что Создатель отправил Аврама в путешествие для его же пользы. «Как запах бальзама не слышен из закрытого сосуда, так и живущий на одном месте Аврам не мог наполнить землю благоуханием своей мудрости». Находят мудрецы в тексте намёк на будущее богатство и на то, что, против обычая, эмигранта будут почитать и к его слову прислушиваться. И «станешь ты благословением» для людей и народов. По сей день, прося Создателя об исцелении нееврея, мы упоминаем в молитве «Авраама – отца множества народов»…

Более сложная гематрия, сумма значений последних букв слов: «в землю, которую покажу тебе» даёт выражение: «это — доброе начало»! Ибо наше доброе начало, стремление к бескорыстию, честности идоброта к другим людям – именно та «земля», в которой Творец хочет поселить человека. Для чего нередко необходимо выйти из привычной среды, отойти от усвоенного прежде…

Теперь отвлечёмся от гематрий и послушаем раби Хаима из Воложина, ученика Виленского гаона и основателя знаменитой Воложинской ешивы. Он обращает внимание на порядок «уходов» — «из земли», «из места рождения» («малой родины»), «из дома отца». Мы видим, что речь не столько о физическом отдалении (ведь сперва выходишь из дома, потом из города…), но об изменение качеств человека. Легче отойти от ложных привычек и представлений, которые внушила тебе страна. Сложнее – от нравов твоего города, района, двора. Но сильнее всего входят в человека ценности отчего дома. И должно поочерёдно избавляться от ошибок, которые ты впитал в этих «трёх кругах воспитания». Для начала отдали себя и близких от дурного окружения…

Говорит автор «Адраш веаиюн», что если человек стремится только к личному совершенству, он не исполняет своей миссии в мире. Лишь когда ему удастся помочь детям подняться на высокую нравственную ступень, долг выполнен. И потому повеленное Аврааму «иди себе» в самом начале рассказа о принесении им в жертву сына выше того «иди себе», которое мы сейчас разбираем. Ведь тогда не только Авраам, но и Ицхак будет готов к самопожертвованию ради исполнения воли Создателя!

А закончим мы великолепным анализом рава Гирша. «Иди себе» означает «иди своим особым путём». Приказ Б-га заставил Авраама занять жизненную позицию, резко противоречащую всем тенденциям его времени. Тогда человека считали «винтиком» единой машины, а главенствующее «мнение большинства» полностью подавляло индивидуальность. И мы, потомки Авраама, унаследовали от него способность противостоять террору среды. Силу нонконформизма, творческого поиска. Мы можем ради истины отказаться от так называемой «карьеры» в живущем по искажённым ценностям обществе. Евреи способны, если общество начинает поклоняться идолу ложного принципа (материальному благосостоянию как цели, например), бросить ему вызов. Ведь в нас гены и идеи нашего великого праотца!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com