В нашей недельной главе читаем: «И избавит тебя Всевышний от всякой болезни, и никаких египетских болячек, которые ты помнишь, не наведет на тебя, а пошлет их на всех твоих врагов» (Дварим, гл. 7, ст. 15).
Подобное обещание Всевышнего мы находим и в главе Бешалах, в тексте которой сказано: «Если будешь ты слушаться Всевышнего… то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не пошлю Я тебе, ведь Я — Всевышний, твой целитель» (Шемот, гл. 15, ст. 26).
У этих двух обещаний, как видим, при всей их схожести — есть одно существенное отличие.
В нашей недельной главе говорится, что Всевышний будет беречь евреев от тяжелых недугов, а на их врагов эти недуги как раз нашлет.
В Бешалах — Всевышний предстает целителем еврейского народа, но о заражении врагов, там — ничего не говорится.
Рассуждения о врачевании присутствуют в разных местах и в Талмуде.
Так, например, в трактате Шаббат (лист 133) Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века) делится рецептом исцеления ушибов, которому его научила мать. Надо, — советует он, — прикладывать к месту ушиба смесь из семи частей молока и одной части воска.
Свой рецепт лечения ушибов предлагает и Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) — смесь воска с белой смолой.
Когда Рава рассказал этот рецепт жителям Махузы, поселенцы Манйуми, а это сплошь были врачи, разорвали свои одежды в знак траура. Этот рецепт они держали в строгом секрете. Исцеление ушибов было их коньком, и этот «конек» неплохо кормил их многие годы. Теперь же Рава раскрыл их секрет.
— Мы умрем с голоду, а наши дети будут вынуждены побираться, — причитали лекари из Манйуми.
— Не стоит так убиваться, — попытался успокоить их Рава. — Я расскажу вам рецепт, о котором никогда не говорил публично. Например, если человек, вымыв руки, плохо их вытирает, его кожа может покрыться язвами. Как их вылечить? — Омывать щавельной водой.
Теперь вернемся к нашей недельной главе.
Среди сынов Израиля многие хорошо разбирались в медицине и лекарствах. Если бы Всевышний объявил, что «избавит от всякой болезни, и никаких египетских болячек больше не наведет» — они могли пасть духом, решив, что теперь останутся без заработка и без пропитания. Поэтому Творец добавил — «пошлю их на всех твоих врагов». На них и — заработаете.
В главе Бешалах идет речь о евреях, покинувших Египет и отправившихся в пустыню. Жители окрестных стран, даже заболев и нуждаясь в излечении — все равно вряд ли бы последовали за евреями в пустыню, но, скорее — прибегли бы к помощи местных знахарей. Да и в пропитании у сынов Израиля тогда не было нужды. Ведь, для них выпадал ман.
Поэтому Всевышний не стал сообщать, что нашлет напасти на их врагов, но — сконцентрировал их внимание на том, что Он их целитель.
В нашей же недельной главе говорится о последних днях жизни Моше. Скоро ман уже не будет выпадать, и евреям придется перейти к оседлой жизни в своей стране. Значит, они окажутся лицом к лицу с проблемой заработка, с необходимостью содержать свои семьи.
Чтобы снять или хотя бы уменьшить их беспокойство о пропитании, Всевышний счел необходимым — добавить к обещанию не насылать на них болезни слова о том, что к врагам это не относится. Враги будут болеть, как прежде. И более того — так, что без пропитания еврейские врачи и их семьи не останутся.
на основе комментария рава Шломо Соболя
(преподаватель Торы; Иерусалим, 1901-1969 гг.)