Поделиться

Почему «Тецаве», а не «Цав»?

Наша глава начинается велением Всевышнего к Моше распорядиться насчет оливкового масла для Меноры: «И ты вели сынам Израиля, чтобы доставили они тебе чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения — чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (Шемот, гл. 27, ст. 20).

Слово «тецаве» (вели), давшее название нашей главе, выражает указание Всевышнего, которое Моше должен передать остальным евреям. Но то же самое можно было выразить и словом «цав». И Тора это слово использует. Оно также дало название одной из недельных глав. В книге Ваикра есть глава Цав, а в ней — обращение Всевышнего к Моше: «Передай («цав») Аарону и его сыновьям следующее повеление» (Ваикра, гл. 6, ст. 2).

Мы видим, что и здесь Моше должен передать веление Творца, только при этом использовано слово «цав».

Возникает вопрос: почему в одном случае сказано: «тецаве», а в другом — «цав»? Чтобы не умножать главы с одинаковыми названиями? Наверное, есть и другие резоны.

Языковой нюанс между «тецаве» и «цав» заключается в том, что если сказано «тецаве», значит Моше должен не просто довести до сведения о велении Всевышнего, но и сам участвовать в его реализации. «Тецаве» включает и Моше, а «цав» — нет.

Написано: «И ты вели». Союз «и» (в Торе он обозначен «вавом») показывает на связь с предыдущей темой, на ее развитие. Выходит, первые слова нашей главы, это не только начало (новой главы), но и продолжение (предыдущей темы).

Раши в своем комментарии на главу Ки Тиса (гл. 31, ст. 18) пишет, что в Торе не всегда соблюден хронологический порядок. В ней нет «раннего» и «позднего». Так, происшедшее с золотым тельцом на много дней опередило веление строить Мишкан (переносной Храм). В семнадцатый день месяца тамуз из-за того, что евреи создали золотого тельца, Моше разбил Скрижали Завета. А в Йом Кипур Всевышний простил Израиль. И на следующий день (в одиннадцатый день месяца тишрей) начали давать добровольные приношения, труму для Мишкана, который был возведен первого нисана (от семнадцатого тамуза до одиннадцатого тишрея прошло почти три месяца) (Танхума).

Очевидно, что из-за поклонения золотому тельцу евреи нуждались в искуплении. А Моше требовалось искупление за то, что он разбил скрижали, ведь этим был причинен позор Торе. Мишкан явился искуплением золотому тельцу. И о сборе пожертвований для Мишкана сказано раньше, чтобы золото Мишкана искупило золото тельца. А в чем заключалось искупление Моше? Всевышний велел ему участвовать в приношении чистого оливкового масла для Меноры. Ведь оливковое масло и Менора символизируют Тору. Так будет искуплено непочтительное отношение к ней. Поэтому в нашей главе использовано слово «тецаве».

Там же, где сказано: «цав» — идет речь о приношении всесожжения, которое совершали Аарон и его сыновья, но не Моше.

на основе комментария рава Моше Яакова Равикова (Сандляра)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com