Поделиться

Почему евреи не христиане? | Урок из главы Ахарей мот

Базисный принцип христианства: еврейский парнишка пострадал за человечество, искупил своей смертью всеобщие грехи, и жизнь пошла с той поры иная… Что за грехи – Адама ли, Каина, некий “первородный”…- мы вдаваться не будем, но внешне сходную идею из Торы приведём. Попробуем разобраться, почему евреи не перековались в христиан, а на воззвания “евреев за Иисуса” и прочих “мессианских евреев” реагируют более чем прохладно?

Тора утверждает, что поступки одного человека могут искупить целый народ.

«И совершит всесожжение за себя и за народ; и искупит себя и народ… И искупит всех коэнов, и искупит всё собрание… От всех грехов перед Г-сподом будете очищены…»

Можно сомневаться, было ли конкретное действие “искуплением”, защитило ли оно мир – но сама возможность несомненна.

Правда, здесь мы сталкиваемся с подчёркнутой нелогичностью. Сказано же:

«Не может человек выкупить ближнего от смерти… Не бери выкупа за душу убийцы; только кровью убийцы искупится земля».

Попробуем разрешить противоречие и, быть может, ответим на вопрос заглавия?

Начало нашей главы описывает службу в День Искупления, Йом Кипур. Главное действующее лицо – Первосвященник. Парадоксально, но Талмуд выводит важность изучения Торы именно отсюда!

Самый возвышенный из людей в самый святой день года входит в Святая Святых… И что он видит? Ковчег со скрижалями и свитком Торы. Говорят мудрецы, что лучшее средство для внутреннего очищения (таhара) и искупления проступков (капара) – изучать Тору. Поэтому Тору сравнивают с огнём и водой, а Талмуд именует ее Орайта, светоносная.

Тора разрабатывает многоступенчатую технику искупления Йом Кипура. 5 раз Первосвященник меняет одежды, 10 раз омывает руки и ноги. 10 раз с его уст как бы само изливается Имя (по одному мнению, непроизносимое 4-х буквенное, по другому – ещё более сокровенное 42-х буквенное). 3 раза исповедуется: за себя и семью, за всех коэнов, за народ (конечно, у мудрецов споры о точном адресе первой и второй исповеди – в частности, в какую входит семья?). Воскуривает благовония в Святая Святых – поистине цирковым движением, не уронив ни пылинки, горстями возлагает их на горящие угли. Закалывает жертвенных животных и окропляет их кровью завесу Святилища. Достаёт жребии для двух козлов:Б-гу” и “Азазелю”…

Так-так, теплее! Козёл для Азазеля «унесёт все грехи и преступления сынов Израиля» и погибнет, сброшенный со скалы Азазель. Чем не прообраз “Искупившего все наши грехи”?! Правда, в христианстве героя соотносят с “жертвенным агнцом” – но не будем буквоедами, люди не обязаны всё знать. Второй козёл Йом Кипура, отсылаемый в безлюдную пустыню к Ангелу зла и смерти (одно из значений имени Азазель) – единственный в Торе образ “уносящего все грехи”! Мидраш называет его взяткой Министру зла, чтобы не обвинял народ. И объясняет, что Великий Царь повелел посвящать Себе эту жертву столь странным образом ради нашего блага.

Намёк здесь на то, что в грехах Якова виноват Эсав, сеир (волосатый козёл) – распущенная животная природа человека. И придираться Обвинитель должен к самому себе. Опасаюсь, однако, что это уточнение и его ассоциации придутся не по вкусу некоторым теологам.

А теперь более серьёзные, сущностные отличия. К ноге Первосвященника, входящего в Святая Святых, привязывалась золотая цепь. Чтобы, если грехи мира окажутся неподьёмными или он хоть в малейшей степени исказит предписанное служение и погибнет от Небесного огня, вытащить тело из Святыни. Тремя рядами стояли в Храме коэны, левиты и исраэлим и молились за успех его миссии. Весь народ постился. Акцент 40 дней от 1-го Элуля до Йом Кипура — раскаяние и самосовершенствование, установление мира в обществе. Служба Первосвященника была вершиной огромной духовной работы. И признак её успешности, искупления — не смерть Первосвященника, наоборот – победа в духовном сражении, жизнь!

Ибо жить по Его воле куда возвышенней и сложнее, чем умереть. Поэтому акт искупления не “дан раз и навсегда”, а повторяется ежегодно. В нём активно соучаствует каждый. Он точно расписан Торой. Когда пророки и праведники Надав и Авиhу попытались действовать в порыве возвышенных чувств – они погибли и превратили празднество в траур. Тут на глазок, “по революционной совести” не сложится – духовная наука требует скромности и учёбы.

Но в одном христиане правы: когда этот мир переходит грань безбожия и распущенности, Творец взыскивает с него самым дорогим товаром: еврейской кровью. Правда, тем, через кого “взыскание” поисходит, веселиться рано: «Прощу Я народам грехи их, только крови народа Моего не прощу».

Урок: наша Традиция высоко ценит человека. «По образу Б-га сотворен человек». Разговоры о “первородной греховности”, которую некий гражданин должен жутким образом раз и навсегда искуплять – Торе совершенно чужды. Действительное искупление наших пороков и проступков идёт через тшуву, раскаяние и увеличение в людях света жизни.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com