Поделиться

Подготовка к Шавуот

Тот, кто путешествует, пересекая международную линию смены дат во время счета сфират hа омер, должен посоветоваться с равином – как можно раньше – как и когда ему праздновать Шавуот.

Мы не говорим Таханун, а также не постимся с Рош Ходеш Сиван до 12 Сивана. Исключением из этого правила является жених в день хупы.

Вместо того, чтобы произносить Таханун в эти дни, мы должны надеяться и ожидать прихода Машиаха, когда мы сможем принести праздничные жертвоприношения.

В Шаббат, который припадает на это период, мы пропускаем Ав hарахамим и Тцидкатеха цедек.

В дни, предшествующие Шавуот, мы должны подготовиться к получению Торы также, как и наши предки.

Реббе приводит это постановление, цитируя Альтер Ребе в Орах Хаим 494:

«С Рош Ходеш Сиван Моше начал готовить народ к получению Торы…»

Лучшей подготовкой является увеличение нашего прилежания в изучении Торы.

Реббе Раяц написал письмо в 5700 году, где проинструктировал учащихся ешив установить порядок учебы в Шавуот.

Реббе воодушевлял всех евреев желать друг другу получить Тору в Шавуот в радости и полноте!
Реббе добавляет, что такое пожелание другим прибавляет самому желающему дополнительные благословения.

Ребе Рашаб проявлял свое недовольство теми, кто стрижет волосы раньше, чем Эрев Шавуот.

Это ограничение установлено на основании Каббалы и не обязательно связано с трауром.

Так как в этом году Эрев Шавуот выпадает на Шаббат, мы должны подстричься на день раньше, в Эрев Шаббат. Это очень важно, так как у нас есть мицва не входить в праздник с неопрятным внешним видом.

Раньше Ребе не разрешал устраивать свадьбы до Шавуота. Однако в последние годы, он одобрял свадьбы, которые проводят за три дня до Шавуота.

Музыку можно слушать за три дня до Шавуота. Однако, это относится в большей мере к свадьбам, а не к прослушиванию музыки для собственного развлечения.

В Хабаде принято соблюдать траурные ограничения, которые действительны на протяжении всех дней сфират аомер, вплоть до Шавуота.

Человеку следует быть веселым и радостным в праздник.

Мужчина также должен радовать свою жену и детей. Это обязанность по Торе. Как этого достичь? Муж может купить украшения или одежду своей жене, дать угощения своим детям.

Эрев Шаббат, 4 Сивана.

Издавна было принято украшать дома и синагоги цветами, растениями в честь Шавуота, как написано в Шулхан Арух Адмур Азакен, чтобы вспомнить радость Дарования Торы, а также, чтобы мы не забыли молиться о плодах деревьев. Эта традиция упоминается в Луах Хабад и ее практиковали в Николаеве, но фактически украшение синагоги цветами не является Хабадской традицией.

Цветы, которые полностью расцвели, можно переносить в йом Тов, при условии, что человек изначально собирался или в уме решил до наступления йом това, что эти цветы будут использоваться разрешенным образом для украшения. В вазу можно добавить воду, но уже присутствующую воду менять нельзя. Это разрешение относится только к йом товам, в Шабат так поступать нельзя. Также, добавляя воду, нужно быть уверенным, что все цветы в вазе уже раскрылись и нет бутонов.

Те, кто дают цдоку ежедневно, должны дать дополнительную цдоку в эрев Шаббат за Шаббат и за 2 праздничных дня.

Нужно не забыть подготовить огонь для зажжения свечей в оба праздничных дня, значит свеча или пламя должно гореть 72 часа. Можно использовать газовое пламя для этой цели.

Шаббат, 5 Сивана.

Тот, кто хочет отдохнуть и поспать в Шаббат днем, не должен говорить, что он поступает так для того, чтобы подготовиться к Шавуоту.

Нам следует воздерживаться и не мыть руки на хлеб, начиная с десятого галахического часа дня. Те, кто привыкли кушать халу во время третьей трапезы, должны успеть до этого времени. Если человек по какой-либо причине не успел сделать 3 трапезу до этого времени, он может кушать хлеб и после 10 часа. Однако съесть нужно небольшое количество еды.

Первая ночь Шавуота (Моцей Шаббат).

Перед зажжением свечей в честь йом това в первую ночь Шавуота, следует произнести «барух амавдиль бен кодеш лекодеш».

Свечи зажигаем после наступления ночи (цейс акохавим). Огонь берем от уже существующего пламени. После зажжения свечей произносим благословение «легадлик нер шел йом тов» и «шеихияну».

Тот, кто будет произносить «шеихияну» во время кидуша, не должен говорить это благословения во время зажжения свечей.

Тот, кто забыл зажечь огонь до Шаббата, может сейчас попросить об этом нееврея.

Реббе Раяц говорил, что мы должны принять на себя ярмо Небес. Мы должны сделать это в ночь Шавуота в нашем сердце, а также произнести вслух: «Властелин Мира! Я принимаю на себя ярмо Торы».

Маарив откладывают до времени выхода звезд. В Торе сказано, что мы должны отсчитать 7 полных недель, если Маарив прочесть раньше, то 49 день будет неполным. Так как в этом году Шавуот начинается, как только выходит Шаббат, то Маарив читают сразу по выходу Шаббата.

Маарив начинают с «шир амаалот» и читают Амиду на шалош регалим (праздники). Так как это еще и Моцей Шаббат, то добавляют к Амиде «ватодиейну».

Тот, кто забыл этот абзац, не может выполнять работы, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шаббат, пока он не скажет Авдолу или «барух амавдиль бен кодеш лекодеш».

В этом году при произнесении Кидуша мы также говорим Авдолу. Порядок следующий: вступительный абзац аскину сеудосо на йом тов, далее 5 благословений: 1) боре при агофен; 2) киддуш (мекадеш исраэль); 3) борэй миней аэш; 4) амавдиль бен кодеш лекодеш; 5) шеихияну. Женщина, которая делает кидуш самостоятельно, не говорит шеихияну, так как сказала его при зажжении свечей. В Хабаде принято во время Авдолы смотреть на огонь, не соединять 2 свечи вместе. Также не подносят ногти к огню. Благословение на специи (сомим) не говорят. Тот, кто по ошибке сказал бен кодеш лехоль, должен послушать, как кто-то другой делает Авдолу. Если это невозможно, он должен повторить всю Авдолу самостоятельно.

Шавуот ознаменован йорцайтом Бааль Шем Това. В связи с этим, Реббе постановил, чтобы мы изучали учение БеШТа и читали истории о нем.

Многие не спят в ночь Шавуота и изучают Тору, а особенно Устную Тору. Реббе Рашаб сказал: «У меня есть манускрипт Миттеле Ребе, где он обещает тому, кто не будет спать всю ночь Шавуота, что он удостоится короны Торы (кесер Тора)». Написано, что тот, кто не спит в ночь Шавуота проживет следующий год без серьезных страданий.

В Хабаде принято читать тикун леиль Шавуот. Реббе Раяц говорил, что Реббе Рашаб начинал произносить тикун сразу после зажжения свечей. Затем делал перерыв на Маарив и трапезу, после чего продолжал дальше изучать тикун. Тот, кто не успел изучить тикун за ночь, должен завершить его на следующий день.

Принято окунаться в микву перед рассветом.

Согласно мнению Мудрецов времен Талмуда, кушать и пить перед Шахаритом запрещено. Однако, тот, кто не может сконцентрироваться на своей молитве без еды, может кушать и пить. это актуально и в наши дни. Более того, хорошо известно постановление наших Раббеим, о важности еды (накормить тело) для подготовки к молитве. Однако сперва следует произнести утренние благословения и все 3 параграфа Шма прежде, чем есть и пить.

Бааль Шем Тов говорил, чтобы человек был осторожен и не заниматься пустыми разговорами с наступления Шавуота до произнесения кедуши в Мусафе. Но не стоит считать, что это является разрешением заниматься пустыми разговорами после кедуши.

Воскресенье, первый день Шавуота.

Произнесение тикун в ночь Шавуот не освобождает от произнесения криат шма в должное время. Поэтому нужно спланировать свой сон. Не спать всю ночь, а затем проспать время шма будет абсолютно непродуктивным.

Принято произносить утренние благословения как обычно, включая нетилат ядаим и элокей нешама, даже если человек не спал всю ночь и не менял одежду. Тем не менее, если возможно, то лучше немного поспать прежде чем произносить благословения.

Галель.

Наилучшим способом выполнения заповеди произнесения Галель является его чтение вместе с общиной, сразу после Амиды в Шахарите. В Игрот Кодеш, Реббе упоминает случай, когда человек входит в синагогу, чтобы начать Шахарит и понимает, что община уже произнесла Амиду и начала Галель. Реббе говорит: «Я никогда не слышал четкого руководства касательно произнесения Галель перед тем, как произнести Шахарит. Согласно устной традиции среди хасидов, наши Раббеим, которые обычно затягивали свою утреннюю молитву, в йом тов старались закончить Амиду вместе с общиной и затем произнести вместе с ними Галель».

Во время чтения 10 Речений вся община встает лицом к Торе.

В Айом Йом написано, что в 5740 году Реббе позвал всех детей, включая младенцев, быть в синагоге на чтении 10 Речений. Реббе говорит, что так как 10 Заповедей были даны в присутствии всего еврейского народа, мужчин, женщин, детей и даже совсем маленьких, то стоит позаботится, чтобы в праздник Дарования Торы во время чтения 10 Заповедей присутствовали все, даже самые маленькие члены еврейского народа.

Запрещено устраивать таанит халом (пост из-за дурного сна) в Шавуот, ведь мы должны есть и веселиться в день Дарования Торы.

Во время кидуша мы произносим «аскину сеудосо» на йом товы, а затем «эйлех моадей» и «боре при агофен». Если человек вспомнил, что забыл сказать шеихияну вечером, то может произнести это благословение в тот момент, когда понял свою ошибку.

Во всех еврейских общинах принято есть молочные продукты в первый день Шавуота. Так как заповедью для нас является есть мясо во время трапезы, то следует быть осторожным и не нарушить запрет смеси молочного и мясного. Традиция есть молочное не отменяет заповедь есть мясо в йом тов. Первое — это традиция, а второе – заповедь. Нам не разрешено есть молочные продукты в той же трапезе, что и мясные. Поэтому нужно сказать благословение после еды на молочные продукты, прежде чем мыть руки для мясной трапезы. Принято во время молочной трапезы кушать мезонот, однако не следует наедаться сильно, чтобы не было необходимости произносить Биркат Амазон.

Чтобы выполнить обязанность веселиться в йом тов, мужчины должны выпить ревиит вина. Это требование можно выполнить, выпив вино во время кидуша. Детям стоит дать ту еду, которую они с радостью съедят в йом тов. Хотя веселиться является обязанностью из Торы, все же не следует напиваться.

Запрещено готовить или заготавливать что-либо в первый йом тов для второго праздничного дня. Со времени выхода звезд можно готовить для второго йом това.

Воскресенье вечер. 2 ночь Шавуота.

Свечи зажигаем во вторую ночь Шавуота после времени выхода звезд. Огонь берем от уже существующего. Произносим два благословения на свечи: «легадлик нер шель йом тов» и «шеихияну». Маарив и кидуш, как в обычный йом тов. В кидуше мы говорим шеихияну.

Понедельник, 2 день Шавуота.

Шахарит такой же, как и в первый день. В Шулхан Арух Адмур hаЗакен упоминается о традиции читать Свиток Рут в синагоге в Шавуот, чтобы донести сообщение о том, что Тору может получить только тот, кто готов пройти страдания и нужду, чтобы удостоится ее, как упоминается в истории Рут. Хотя в Хабаде не принято читать Свиток Рут ни в синагоге ни дома, Реббе подчеркивает тему Рут и ассоциации с Шавуотом в своих многочисленных сихах.

Мусаф, кидуш и Минха идентичны первому дню праздника.

Фарбренген: принято мыть руки на хлеб перед заходом солнца и кушать хотя бы количество хлеба равное кебейца. Поют нигуним Раббеим. На таких Шавуотних фарбренгенах, Реббе требовал увеличить изучение Торы, включая ежедневное изучение Хитаса и Рамбама.

Вторник, Исру Хаг.

Принято есть и пить немного больше, чем обычно и избегать постов. Даже жених и невеста в день своей свадьбы, и тот, кто отмечает годовщину ухода из материального мира своих родителей, не должны поститься. Это лишь традиция, потому как следуя строго закону, то в Исру Хаг Песах все же постятся. Тем не менее, избегать постов в честь Исру Хаг приносит благословение.

Источник: https://t.me/halacha2GOru
Перевод: Ципора Шуфотинская

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com