Поделиться

Полезно ли взглянуть на себя чужими глазами? | Урок из главы Мишпатим

Вам нравятся дураки? Которым, скажем, ведомо, что евреи на Пасху мацу с кровью трескают? Не очень, да? Вот и раввинам прискучило доказывать, что “зуб за зуб, обожжение за обожжение” – это про денежные штрафы и компенсации, а не кровную месть. Но публика всё за своё…

В начале Перестройки по рукам ходила переписка российского историка Натана Эйдельмана с русским писателем Валентином Распутиным. В ней интеллигентный Натан, урождённый евреем, обвинил оппонента, что: “Вы похожи на того неистового ветхозаветного иудея, который требовал: око за око!” И рекомендовал «крестьянскому писателю» стать правильным христианином, исполнится всепрощения…

Гм-м. Насчёт “религии милосердной любви” сам Ешу обмолвился, что: “Не мир принёс я, но меч! И встанет брат на брата…”. Так что Эйдельман выбрал в споре не самую удачную риторическую фигуру. Однако согласитесь, когда «порхатый жид» обвиняет «антисемита в мокроступах», что тот слишком еврей – это очаровательно! Цимес…

Всё же недурно полюбопытствовать: почему Тора не говорит о денежных штрафах прямо — ведь рядом она детально их рассматривает, с цифрами? Неужели лишь затем, чтобы спровоцировать недоброжелателей?

Теперь – тссс… Открою страшную правду: неучи отчасти правы! Как правы и те, кто противопоставляет “ревнивого Б-га евреев” “милосердному христианскому Б-гу”. Ведь Он скажет в Торе: «Ибо Г-подь – Б-г ревнивый, помнящий злодейство отцов потомкам…». И ещё: «Славы Моей не отдам идолам».

Вот как это работает. Царь Шломо при освящении Иерусалимского Храма попросил у Вседержителя, чтобы Он удовлетворял мольбу иноплеменника безо всяких условий. Просто из милости. Зато принятие молитвы еврея будет сопровождаться условиями. Говоря иным языком, с евреями Создатель более строг, чем с другими народами. Кому больше дано (Тора!), с того, конечно, больше и спрашивается. Так что к христианам, мусульманам и вудуистам Он относится снисходительно. Представляете, что бы было, если бы и с ними «по строгости закона»?!

Заглянем в текст.

«Если же случится беда, то отдай душу за душу. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб».

Автор словно упивается страданиями и неприятностями. Зачем эти семь отдай за? Скажи просто: «душу за душу» (казнь убийце), а дальше пиши доходчиво: “дал в морду – получи”!

Однако несколько листов Талмуда посвящены разбору этого кусочка. Величайшие мудрецы, включая, например, раби Шимона бар Йохая, автора каббалистической книги “Зоар”, балуются изощрённым интеллектуальным фехтованием. Комментаторы спорят, из поколения в поколение… Тонко анализируют грамматику фразы. Привлекают и сопоставляют другие отрывки, порой совсем далёкие. Вспоминают силача Шимшона и его месть филистимлянам за первую жену, привилегии врачей, права рабов и хозяев… В общем, огромные пласты Устной Традиции и письменной Торы приходится поднимать, чтобы вывести пять видов компенсации за телесный ущерб. За само повреждение, за страдание, расходы на лечение, компенсацию временной нетрудоспособности и за унижение. И множество их деталей.

Обратите внимание, практически все рассматривают вопрос — идёт ли речь о денежной компенсации либо о буквальном членовредительстве? Насчёт побоев в итоге все учёные согласны, что Тора имеет в виду штрафы. Поскольку — невозможно причинить преступнику совершенно тот же ущерб, что и жертве, а текст требует равноправия. Но вот про «душу за душу» мнения разделились.

Большинство комментаторов видит тут денежную компенсацию,- поскольку, по общему закону, за неумышленное убийство не казнят. А речь в предыдущем пасуке шла о человеке, который во время драки случайно ударил беременную женщину. Но есть мудрецы, утверждающие, что перед нами исключение из общего правила и преступник буквально достоин смерти. Ведь он бил другого! По решению земного суда или от руки небес? Ещё один предмет диспута.

Как бы то ни было, тема возмездия и телесного наказания присутствует. Пусть и не на первом плане. Не как приговор земного суда.

Вы не заснули? А вот и награда за стойкость. Оказывается, Тора для того и высказалась столь провокационно, чтобы напомнить: по справедливости, причинившему страдание или ущерб полагалось бы то же самое! Хотя бы потому, что мы – дольки единого Адама. Бьющий другого фактически направляет кулак на себя самого. И лишь штраф отводит от хулигана небесное наказание. Выходит, денежная компенсация, заменяющая телесное наказание – не «замена» раненого органа пострадавшего человека, а «выкуп» драчуна за свой собственный глаз или руку.

Надо ещё раз подчеркнуть, мы можем лишь предполагать, что имел в виду Б-г. «Мои мысли – не ваши мысли, Мои суды – не ваши суды». Но об одном Он уж точно просит нас. Действуйте, сынки, по данным Мною законам. Ведите себя как люди. А когда и к кому проявить особую строгость или снисхождение, предоставьте Тому, Кто знает всё.

Урок: какой взгляд со стороны приносит нам пользу? Внимательный, доброжелательный и компетентный. Впрочем, прокричать «король-то голый» может и простой мальчишка. И чтобы не пришлось к шкодникам прислушиваться, полезно шить себе настоящие платья. Грамотные. Которые не рвутся от первого ветерка. В смысле – знать, что ответить клеветнику или просто неучу.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com