Поделиться

Постановление мудрецов о чтении Торы

Одной из основополагающих заповедей иудаизма является заповедь об изучении Торы. Все прочие заповеди связаны с ней. Однако Тора не установила особого времени для изучения. Заповедь изучения Торы действует постоянно, в любое время. Об этом сказано (Йеѓошуа, 1:8): «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью». А для того чтобы регламентировать связь народа Израиля с Торой, наш учитель Моше вынес постановление, согласно которому весь народ должен читать Тору по субботам, а также во время утренней молитвы по понедельникам и четвергам, чтобы евреи не проводили трех дней без изучения Торы (см. Рамбам, Законы молитвы, 12, 1).

Говорят наши мудрецы (см. Вавилонский Талмуд, трактат Бава кама, 82а), что это постановление было вынесено после событий, о которых в Торе (Шмот, 15:22) рассказывается: «И повел Моше Израиль от Чермного моря, и они вышли в пустыню Шур; и шли они три дня по пустыне, и не находили воды». Моше и его ученики – старейшины и пророки – поняли: эта жажда вызвана тем, что весь народ уже три дня подряд не изучал публично Тору. Ведь Тора уподобляется воде – как вода дает жизнь всему живому, так Тора оживляет человеческую душу. И поскольку народ немного отошел от Торы, источники перестали нести ему свои воды. По всей вероятности, мудрецы того поколения изучали Тору в эти три дня, но это не происходило всенародно. Вот почему Моше установил публичное чтение Торы по понедельникам, четвергам и субботам – чтобы больше никогда не случалось, что весь народ не занимался Торой три дня подряд.

Эзра Книжник прибавил к этому еще одно постановление: во время чтения Торы по понедельникам и четвергам к Торе должны восходить три человека, каждый из которых читает не менее трех стихов, а все вместе – не менее десяти стихов (см. трактат Бава кама, 82а; Шульхан арух, 137, 1-2. В «Жемчужинах Ѓалахи», Ликутим, ч. 1, 4, 2-3, объясняется причина этого постановления).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com