Поделиться

Поток и структура

После окончания мех-мат факультета киевского госуниверситета я работал в области создания экспертных систем. Мы разбирали какую-нибудь запутанную область и находили в ней закономерности, а после этого формулировали их максимально четко, чтобы «объяснить» компьютеру.

 

Когда я изучаю еврейскую мудрость, этот опыт помогает мне распознавать красивые и четкие закономерности.
В изучении Торы существует два дополнительных подхода: назовем их условно «поток» и структура.

Классика.
Самый яркий пример «потока сознания» — Талмуд. В нем темы и сюжеты плавно перетекают друг в друга, создавая неповторимый процесс познания еврейской мудрости.
Такой способ представления не всегда удобен, когда нужно быстро найти в тексте нужную информацию.
Одним из самых знаменитых «революционеров» был Рамбам (Маймонид), который систематизировал информацию из Талмуда и написал «Мишне-Тора».
В этой книге все разделы были структурированы, но потерялось ощущение «живого духа» Талмуда. Поэтому, многие современники Рамбама приняли его подход «в штыки».

Современность.
Преподавая традицию начинающим, я вижу интересную картину.
Когда я даю уроки в стиле «поток сознания», люди чувствуют и ценят этот творческий процесс, следя и следуя за ходом мысли автора.
Но при этом некоторые ученики чувствуют неудовлетворение. Им хочется системы и законченного курса. Например, «все законы (или аспекты) чего-то за 10 уроков». Т.е., чтобы в конце можно было сказать: «Я прошел конкретный курс и изучил такие-то темы». Такие ученики чувствуют себя неуютно на занятиях, построенных по принципу «поток сознания».
С другой стороны, когда вводишь систематизацию в урок – люди чувствительные ощущают потерю внутренней динамики и энергии, присущей «потоковому» подходу, появляется «сухость» в изложении.
Структура напоминает безжизненный «скелет», а поток – живое движение.

Два подхода в образовании.
В светском мире образование обычно имеет «конец» — человек учится, получает диплом, в котором написано: «прошел (и сдал) такие-то предметы».
Светскому человеку непривычен принцип ешивы, где учеба – это процесс. Обычно из ешивы уходят не тогда, когда ее «заканчивают», а когда женятся, и нужно идти зарабатывать на «содержание семьи».
А что же с ешивными знаниями?
Главная цель ешивы — научиться учиться самостоятельно (или в хевруте). И когда мы покидаем ешиву, мы можем стать «сами себе ешивой», взяв еврейскую книгу и умея учиться по ней без помощи преподавателя.
И самое главное – мы планируем продолжать учиться всю дальнейшую жизнь.
С другой стороны – сама еврейская мудрость очень систематична и структурна. И умение вычленять логику нашей мудрости – доставляет особое наслаждение и позволяет лучше ее понимать.
Систематические знания помогают также строить новые умозаключения, если мы понимаем принципы построения. Т.е., если Вы хотите не только учиться, внимая классикам, но и творить – добавлять новые «детали» в еврейское знание, систематизация очень важна.
Поэтому, в идеале оба подхода дополняют друг друга.
Поток сопровождает нашу жизнь, в которой учебе нет конца. Структура позволяет не только воспринимать, но и творить-строить.

Уголок каббалы.
В каббале есть три понятия (сфирот), обозначающих знание. Это «хохма», «бина» и «даат».
Хохма – ощущение общего понимания, т.е. я слушаю лекцию, понимаю о чем говорит лектор и могу следить за уроком. Т.е. студент – следует в потоке за учителем (или книгой) и не выпадает из него.
Бина – структурное понимание, умение видеть внутренние закономерности и благодаря этому создавать новые построения. «Бина» — понимание — родственна слову «бонэ» — строить.
Даат – практическое знание, приложение того, что узнал в свою личную жизнь.
Изучая еврейскую мудрость – не только следят за потоком (хохма), но и извлекают из каждого сюжета новые «строительные формы» (бина). А когда знание применяется в жизни, приходит «даат».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com