Поделиться

Поучения, Шутки и Афоризмы мудрецов Талмуда | Часть 13

Шалом всем! В этом видео я хочу с вами обсудить еще одну группу людей, которые, как говорится, не принимаются перед лицом Вс-вышнего, как мы обсуждали в одном из предыдущих видео — есть четыре группы (китот), которые не нравятся Вс-вышнему. Одна из них была баалей лашон ара, которую мы уже обсуждали. Другая группа, которую я хочу сегодня обсудить — это вруны, лжецы. Здесь очень интересно, потому что есть люди, которые считают, что ложь — это такая плохая вещь, что ее нужно избегать, что бы ни произошло. Кстати, некоторые из западных философов, например, Эммануил Кант, так считали, что ложь — это хуже всего в каком-то смысле. Получается так, что даже для того, чтобы спасти человека, не следует лгать.

Конечно, это не считается еврейским подходом. У нас, без сомнения, ложь — это что-то очень плохое, и Тора говорит: «Держись подальше от вранья», но это не значит, что никогда нельзя сказать ни слова лжи. Потому что бывают ситуации, когда, наоборот, ложь — это единственное, что можно сделать в данной ситуации, меньшее зло, и тогда человек обязан выбрать сказать ложь, нежели, скажем, сделать какой-то больший грех, как мы еще поговорим.

Так вот, сначала я приведу, как обычно, историю из Талмуда — вернее, утверждение из Талмуда, в данном случае — интересный диспут, а потом мы уже перейдем к некоторым интересным следствиям. Взял я этот диспут между Бейт Шамай и Бейт Хилель из трактата Кетубот — трактата, который называется, кстати, маленьким Талмудом — у него 13 глав. Говорил один хасидский ребе, что они супротив 13 принципов милосердия. Там включается все — законы разного типа включаются в этот трактат Кетубот. Так вот, в начале этого трактата обсуждается диспут между Бейт Шамай и Бейт Хилель. Вы, конечно, знаете, что было две школы мудрецов с совершенно разными подходами и к этике еврейской, и в алахот очень много у них было диспутов. И есть что-то общее во всех этих диспутах — знаете, по тому, как человек постановляет, можно иногда определить его школу. В наше время, если люди ходили в какую-то ешиву, можно часто определить по их хидушам, по тому, как они изучают Тору, из какой они ешивы. То же самое верно и для других специальностей — например, математика…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com