Поделиться

Поехал за границу собирать деньги и умер

Руководство одной организации, занимающейся распространением Торы, испытывало финансовые трудности. Эти трудности, собственно, парализовали всю деятельность данной организации. Так что, ни о каком распространении Торы речь уже не шла. Средств едва хватало на зарплату руководителей.

Тогда было решено подрядить одного бойкого и предприимчивого человека, чтобы тот отправился за рубеж и собирал бы там деньги у состоятельных евреев, которые, как известно, охотно конвертируют в доллары свои сантименты к Эрец Исраэль.

Итак, с посланником организации был составлен контракт, согласно которому, руководство обязывалось оплатить ему все дорожные расходы. И вот он отправился в дальние края окучивать тамошних евреев на ниве любви к Израилю и Торе.

Какое-то время он исправно пополнял прохудившийся бюджет, чем, безусловно, радовал руководство той самой организации. Но вдруг скоропостижно скончался.

Покойный завещал, чтобы его похоронили в Иерусалиме. И его родственники потребовали от руководства организации, отправившей его заграницу, оплатить возвращение тела на родину. Сумма, надо сказать, вышла немаленькая. Руководство отказалось покрывать издержки, связанные с транспортировкой тела. Мы готовы оплатить дорогу нашему сотруднику, при условии, что он жив, — заявили они. — А он, как вы можете убедиться — мертв. Значит, он — уже не наш сотрудник, и, следовательно, мы не несем ответственность, ни за него, ни за возвращение его тела.

— Когда он слал доллары — был сотрудником, а как скончался, так знать его не знаем! — возмутились родственники.

Возмутились и подали на руководство организации в раввинский суд.

Судья, изучив дело, нашел соответствие сложившейся ситуации решению, приведенному в Талмуде. Там (трактат Макот, лист 11) обсуждается такой случай.

Человек предстал перед судом по обвинению в непреднамеренном убийстве. И суд приговорил его к изгнанию в городе-убежище. Но этот человек, то ли из вредности, то ли по какой-то другой причине — вместо того, чтобы отправиться отбывать наказание, умирает.

Останки этого человека следует переправить в город-убежище и захоронить там — резюмирует Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века).

В своем решении он (Абайе) опирается на сказанное в Торе: «Возвратить его для пребывания в земле» (Бамидбар, гл. 35, ст. 32).

Выражение «пребывание в земле», — говорит Абайе, — можно понимать и буквально. Следовательно «возвратить его для пребывания в земле», означает — возвратить для захоронения.

Из сказанного в Талмуде мы видим, что решение, вынесенное в отношении живого человека, может иметь силу и после его смерти. Поэтому обязательство руководства организации оплатить возвращение сотрудника из командировки — не отменяется со смертью сотрудника.

Подтверждение этому решению можно найти и в нашей недельной главе.

Прежде, чем Яаков отправился в Египет, он получил обещание Всевышнего: «Я спущусь с тобой в Египет, и Я приведу тебя оттуда обратно» (Берешит, гл. 46, ст. 4).

Яаков спустился в Египет и скончался там. И что же Всевышний? Отрекся от Своего обещания? Нет! Он провожал Яакова в последний путь до его пристанища в пещере Махпела в Хевроне.

на основе комментария рава Цви-Песаха Франка
(главный раввин Иерусалима; Литва – Эрец Исраэль, первая половина 20-го века)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com