Поделиться

Праведники не боятся колдунов

Книга Шемот начинается с перечисления имен семьи Яакова, прибывающей в Египет: «И вот имена сынов Израиля» (Шемот, гл.1, ст.1).

Теперь понятно, что все сошедшие в Египет были праведниками — утверждается в мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл.1).

Интересное заявление! И довольно смелое. Еще бы выяснить, на чем оно базируется?
Сейчас этим и займемся.

Оказывается, настоящее имя Ноаха вовсе не Ноах, а Ханина. Об этом сказано в мидраше (Йелкут Шимони на Бешалах, гл.235).

А Ноахом он назвался, чтобы не стать жертвой колдунов, которые в его поколении были сильны и зловредны необычайно.

Но ведь и египетские чародеи колдовской силой обладали немалой!? Это подтверждает дальнейшее развитие событий (Шемот, гл.7, ст.11). Об этом говорится и в Талмуде (трактат Кидушин, лист 49).

Сыны Израиля, вступая в Египет, конечно же, были осведомлены о возможностях тамошних волхвов, тем не менее, имен своих не изменили. Реувен не скрывал, что он Реувен, а Шимон не стал представляться Семеном.

Но разве можно жить в чужой стране, в чуждой культуре под своим настоящим именем? И не пытаться переделать его, хотя бы слегка, в угоду местным традициям?

В Талмуде (трактар Хулин, лист 7) рассказывается о том как колдунья собрала прах с места, на котором стоял рабби Ханина бен Доса, чтобы ворожбой свести его в могилу. Рабби Ханина бен Доса, хоть и понял ее намерения, никак не пытался ей воспрепятствовать, и предоставил ей полную свободу действий. В конечном итоге, у колдуньи ничего не вышло. Но не потому, что она плохо старалась, проявила небрежность в работе или квалификация не соответствовала. С этим как раз все было в порядке. Дело было не в ней, а в рабби Ханине. Он записал на свой счет множество заповедей и добрых дел. Они-то его и защитили от происков колдуньи.

Колдовство («кишуф» — на иврите) — это отрицание («hакхаша») высших сил, это уничтожение духовности, разрушение гармонии. Но тот, кто прилепился к источнику высших сил и духовности — против него колдовство бессильно, он находится выше любых чар.

Говоря: «И вот имена сынов Израиля» — настоящие имена, не измененные — Тора свидетельствует о праведности семьи Яакова, ведь только праведникам не страшно колдовство.

на основе комментария рава Йонатана Эйбешица

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com