Поделиться

Праздник Ханука. Законы

Законы праздника Ханука (Орах хаим, главы 470 — 484; Ялкут Йосеф)

Этот праздник начинается 25 Кислева и продолжается 8 дней. Слово ханука — חנוכה (освящение) составлено из двух частей: хану — חנו’ и каф-hей — כה, что значит: достигли покоя 25-го числа месяца Кислев. С этого дня после торжественного освящения мизбеаха коhены возобновили работу в Храме.

В дни Хануки принято устраивать обильные и весёлые трапезы. В эти дни можно работать, но не следует начинать таанит (пост) даже в йом hа-зикарон (годовщину) отца или матери, оплакивать умерших и посещать места захоронения своих близких даже в шиву (седьмой день), в шлошим (тридцатый день) или в шана (двенадцатый месяц), чтобы не было слёз в дни всеобщей радости. Нет запрета на посещение мест, где покоятся праведники и мудрецы еврейского народа.

В доме каждого еврея должен быть особый подсвечник, ханукия, с восемью чашечками в ряд для масла или для свечей, и ещё одной чашечкой для дежурной свечи в стороне.

Хорошо, когда есть возможность установить ханукию и зажечь её у входа в дом, чтобы напомнить прохожим о чуде. Если такой возможности нет, её можно установить в комнате у выхода, с противоположной стороны от мезузы, на высоте примерно 80 см, но не ниже 24 см от пола. Можно поставить ханукию на окно, чтобы её свет был виден с улицы, но не выше 9,6 м от земли. Если в доме или в квартире два входа, устанавливают и зажигают две ханукии. Ханукальный светильник зажигают в том доме, где живут постоянно, и в той комнате, где обычно едят.

В традиции европейских евреев каждый взрослый мужчина в доме зажигает свечи на своём светильнике, в традиции восточных евреев глава семьи зажигает свечи для всех на одной общей ханукие. Чтобы хорошо исполнить заповедь, следует зажигать масло зейтим (оливковое), если, к сожалению, нет такой возможности — любое другое, которое не коптит, или свечи, но не те, что зажигают идолопоклонники. А фитили лучше всего делать из хлопковой нити или из ваты.

Все евреи обязаны зажигать ханукальные огни, даже нищий, живущий на подаяние. В соответствии с традицией восточных евреев свечи Хануки, нер Ханука, зажигает мужчина, глава семьи. Женщина зажигает и благословляет сама, если в доме нет мужчины (Бавли, Шабат 23а), или в том случае, когда мужчина не может зажечь (по болезни или другой причине), и тогда женщина помогает ему исполнить эту заповедь.

И ещё зажигает в том случае, когда уходит время зажигания свечей Хануки, а муж задержался в дороге. В целях воспитания можно позволить зажечь свечу ребёнку, который понимает смысл заповеди и может произносить благословения.
Во время зажигания все члены семьи должны присутствовать, и отвечать на благословения: «Амен!».

Зажигать свечи Хануки изначально (леhатхила) правильно в момент выхода звёзд (но после молитвы арвит). В крайнем случае, когда есть опасность для жизни, или нет другой возможности, можно зажечь до выхода звёзд, но только после захода солнца.

Огонь Хануки должен гореть не менее получаса после выхода звёзд. Если нет возможности зажечь вовремя, постфактум (бэдиавад) можно зажечь в течение всей ночи.

Когда пришло время зажигать, следует прекратить любую деятельность и даже изучение Торы, и нельзя есть (хлеб и всё, что едят с хлебом, но можно есть фрукты), пока не зажгли огонь Хануки. По традиции женщины воздерживаются от работы, пока горят свечи.

Запрещается пользоваться огнём Хануки для освещения. Поэтому зажигают шамаш, который служит не только для зажигания свечей, но и для освещения, если нет другого света.

В первую ночь зажигают шамаш (дежурную свечу) и от него одну праздничную свечу. В следующую ночь зажигают шамаш и добавляют ещё одну, и её зажигают первой. В третью ночь ставят уже шамаш и три свечи и так далее — справа налево по одной свече.

В последнюю ночь зажигают шамаш и восемь свечей. Нельзя зажигать одну свечу от другой, но только от шамаша. Если огонь погас раньше времени, следует снова зажечь от шамаша или от другого постороннего огня.

Тот, кто пропустил и не зажёг в одну из ночей, не добавляет в следующую ночь, а зажигает столько, сколько положено в этот раз. Зажигать следует или масло, или свечи, но не то и другое одновременно. Не выполняют заповедь Хануки, если зажигают газовый или электрический светильник.

В бет-кнессете, в синагоге ханукальный светильник принято устанавливать на южной стене, а огонь зажигать следует между молитвами Минха и Арвит (Маарив). Принято зажигать также утром перед молитвой Шахрит, но уже без благословений.
В пятницу, в йом hа-шиши, эрев шабат, огонь Хануки следует зажечь прежде шабатних свечей. Но масло или свечи должны гореть ещё полчаса после выхода звёзд.

После окончания шабата в синагоге сначала зажигают свечи Хануки, а потом делают hавдалу, отделение праздника от будней. Но дома сначала следует выполнить hавдалу, а потом зажечь свечи Хануки.

Зажигают огонь Хануки в первый вечер и благословляют:

1. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам ашер кидэшану бэмицвотав вэцивону леhадлик нер Ханука.
2. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам шеаса нисим лаавотену байомим hа-hэм базман hазэ.
3. Барух Ата Ад-най Эло-эну Мэлэх hа-олам шеhэхаяну вэкийману вэhигиану лазман hазэ.

Перевод:

1. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать огонь Хануки.
2. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время.
3. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, давший нам жизнь, поддержавший нас и давший дожить нам до этого времени.

В последующие вечера произносят только два первых благословения, но всегда поют:

Анерот алалу анахну мадликин аль hанисим,
вэаль hатэшуот, вэаль анифлаот,
шеасита лаавотену аль йедей коhанеха hакэдошим.
Вэхоль шмонат йемей Ханука hанерот hалалу кодеш,
вээйн лану рэшут леhиштамеш баhэм,
эла лиръотам билвад, кэдей леhодот лишэмха
аль нисэха вэнифлэотэха вишуотэха.

Эти свечи мы зажигаем в память о спасении и о невиданных чудесах, которые Ты совершил ради наших отцов в те годы, в это время, руками твоих святых священников — коhаним. И все восемь дней Хануки эти свечи будут священны, и нет у нас права пользоваться ими, а только смотреть на них, чтобы благодарить и прославлять Твоё великое Имя за Твои чудеса и за дарованное Тобою спасение.

А также тридцатый мизмор Теhилим.

Каждое утро в течение восьми дней Хануки в «Шахрит» читают полный «hалель». Все восемь дней праздника после еды добавляют в молитвы и в благословения вставку о чуде Хануки. Ханука самеах!

Первый (переносной) Храм, Мишкан, был построен и установлен (1-го Нисана 2449 года — 1311 г. до н.э.) под руководством Моше рабену Бецалелем, внуком Хура и Мирьям, и Аолиавом, сыном Ахисамаха, после выхода евреев из Египта. А освятили его 25 Кислева 2449 года от сотворения мира. От вождей всех колен еврейского народа 12 дней в Храме приносили жертвы. Это был самый первый «ханукат hа-мизбеах» — освящение жертвенника.

Спустя 480 лет после выхода сынов Израиля из Египта, царь Шеломо начал строительство (стационарного) Храма в Йерушалаиме, Бейт Амикдаш hа-ришон. Строительство завершилось через семь лет, в 2928 году (832 г. до н. э.) и «в месяце Эйтаним, он же месяц седьмой (Тишрей), перед праздником Суккот, Храм торжественно освятили.

Народ веселился и ликовал. Вожди колен, старейшины и мудрецы провожали процессию коhенов, несущих в Храм Ковчег Завета (Арон hа-кодеш), со Скрижалями и свитком Торы, что написал Моше рабену своей рукой. С этого дня свет Меноры был зажжён над Израилем и на мизбеахе стали приносить жертвы за все народы мира.

Второй Храм отстроили в третий день месяца Адар и освятили в месяце Нисан перед праздником Песах.

Пока нет Храма, мы не теряем заповедь освящения, ибо дом, где благословляют Творца и обращаются к Нему с молитвой, дом, где у входа нас встречает мезуза, подобен Храму. Поэтому во всех поколениях, вплоть до настоящего времени, существует обычай освящения нового дома.

Автор: рав Адам Давидов

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com