Поделиться

Пробудитесь и предстаньте перед Судом, один за другим…

Толковал рав Шабтай Юдлевич, благословенна память праведника: Мишна в начале трактата Рош а-шана говорит: «Четыре раза судится мир — в Песах об — урожае, в Ацерет — о плодах деревьев, в Сукот — о воде, а в Рош а-шана все приходящие в этот мир проходят, как и обитатели высей». И спрашивает Гмара: что означает «как обитатели высей». И объясняет в трех толкованиях:

Первое: как войска дома Давида. В армии Давида, воины шли одни за другим. Так и в Рош а-шана мы проходим перед Ним, как обитатели высей, один за другим, как те великие и важные воины.

Второе толкование: «Как высота дома Хорона». На высокой горе есть тропа, по которой можно пройти только по одному, точно так же в Рош а-шана проходят перед Святым, благословен Он, один за другим.

Третье толкование: «как стадо овец». Когда отделяют десятину от овец, они проходят через маленькую дверь, в которую только одна может пройти, так считают до десяти, одна и еще одна.

Я не понимаю. Чтобы объяснить, что каждый проходит поодиночке, надо три примера? Чтобы понять это, расскажу историю от имени гаона, раби Хаима из Бриска, благословенна память праведника. Когда контрабандист прежних времен хотел переправить товар через границу, то нанимал извозчика, знающего контрабандные пути. С этого момента начинал контрабандист бояться: кто знает, что будет. Может, схватят его за руку и отберут товар, и все затраты канут в бездну, а его самого отправят в тюрьму. Контрабандист волновался, а извозчик был спокоен. Он был привычен к тайному переходу границы. Но в день, когда отправлялись в дорогу, извозчик тоже волновался, прислушиваясь к каждому шуршанию, и трясся от страха. Если его поймают, отнимут лошадь, и он предстанет перед судом! Только лошади были спокойны, даже пересекая границу…

А мораль, говорил раби Хаим из Бриска, благословенна память праведника, в том, что есть те, кто дрожит, начиная с начала элуля, рано встают на слихот, просят о жизни, покое, здоровье, заработке — обо всем! Даже равнодушные дрожат в день пересечения границы, только лошади остаются равнодушными…

На это намекает Гмара в трех примерах:

— Тот еврей, который начинает дрожать в начале элуля, подобен воинам Давида, которые много времени проводят в боевых учениях, чтобы быть готовыми к войне.

— Вторая группа евреев остается равнодушной до Рош а-шана, но в Рош а-шана они тоже начинают дрожать. Ведь когда идут по опасной дороге, над пропастью, один за другим — трясутся.

— А третий вид подобен «стаду овец», они не знают, что хозяин отметил их красной полосой…

Святой, благословен Он, сидит на судейском кресле. Но Суд не приходит неожиданно. Он будит нас в шофар весь месяц элул: пробудитесь спящие ото сна, и заснувшие — от спячки, будит нас в Рош а-шана, когда открываются книги жизни и смерти. (Леагид — Хумаш а-магидим)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com