— Знаешь, — сказал мне Хаим, — мир мог бы быть намного лучше.
— Без сомнения! — рассмеялся я. — А мог бы быть намного хуже …
— Я говорю серьезно! — рассердился Хаим. — Не будь циником!
Посмотри в нашей главе — ведь все так просто! Те, кто исполняют заповеди, благословенны, успешны, становятся здоровыми, богатыми, сильными и счастливыми. А тот, кто не соблюдает заповедей, терпит неудачу во всем. Становится больным, бедным, слабым и грустным.
Я не понимаю, как это может быть, но мир устроен не так. Многие злые люди преуспевают, а многие праведные люди страдают. Конечно, не все злые люди преуспевают, и не все праведники страдают.
Есть праведные люди, которые преуспевают, и праведные люди, которые страдают. Есть злые люди, которые преуспевают, и есть злые люди, которые страдают.
Если бы мир был построен так, как это описывает наша глава, было бы намного легче быть праведным. Мы все были бы совершенно праведными, и мир был намного лучше! Мир стал бы местом, где было бы действительно приятно жить!
Вы, наверное, думаете так же?
— Ого, ты, кажется, рассердился! … — заметил я после того, как Хаим закончил свою речь.
— Конечно, я сержусь! — сказал Хаим. — У тебя есть объяснение всего этого?
— Попробуем подытожить твои вопросы, — сказал я:
Как может быть, что мы не видим того, что написано в нашей главе? Почему Б-г управляет этим миром именно таким образом?
Другими словами, почему мы не видим, что праведники всегда выигрывают, а нечестивые всегда проигрывают?
Простой ответ заключается в том, что Б-г скрывает Свои пути разнообразными способами. И это не случайно.
Если бы все видели награду, выплачиваемую праведнику, и наказание, которое получает злодей, тогда абсолютно все были бы праведными, и у нас не было бы возможности выбрать зло. Все и всегда выбирали бы только добро.
— И что в этом плохого? — спросил Хаим. — В конце концов, наш мир был бы намного лучше!
— Очень просто, — ответил я. — Б-г поместил нас в этот мир, в мир, в котором есть страсти, похоть, зависть, ненависть. Все это для того, чтобы мы потрудились, преодолели стремление ко всем этим мерзостям и выбрали добро. Именно за этот труд мы и получаем награду. В мире, в котором нет сложностей и нет зла, не нужно ничего преодолевать. Соответственно, нет и основания наградить.
Поэтому Б-г создал ситуацию, в которой есть возможность выбрать зло, и для этого Он скрыл награду, которую получает праведник, и наказание, которое получает злодей.
Но, тем не менее, он оставил нам несколько случаев увидеть награду, которую получает праведник.
— В самом деле? — спросил Хаим. — Надо же! Я и не знал, что такая возможность есть! Можешь привести мне хотя бы один пример?
— Да, — ответил я. — Но до этого мне нужно объяснить один принцип. Можешь ли ты измерить толщину листа бумаги?
— Нет, — ответил Хаим.
— Есть простой способ сделать это, — сказал я, — взять 1000 страниц, измерить их толщину и разделить на 1000. Таким образом, мы будем знать толщину каждой страницы.
— Любопытно, — сказал Хаим. — И как это относится к нам?
Не смотри на каждого еврея отдельно. Так очень сложно разглядеть Б-жественное управление. Посмотри на всех евреев в целом. Проведи небольшое исследование. Действительно небольшое:
Каков процент евреев в мире? Сколько Нобелевских премий они получили? Соответствует ли эта цифра проценту евреев в мировом населении?
Когда ты смотришь на это, легко увидеть особое отношение Б-га к евреям. Особое как в лучшую сторону, так и наоборот.
Так легче понять, что к праведникам Б-г тоже относится по-особому.
— Потрясающе! — сказал Хаим. — Пища для размышлений.