Поделиться

Проводник в еврейство: Заповедь арба миним в праздник Суккот

Сегодня мы познакомимся с четырьмя предметами, каждый из которых отличается от другого. Все они имеют свои особенности и свою историю, но раз в год собираются в праздничном единстве для заповеди четырех растений. Давайте познакомимся с ними.

1) Лулав растет в сердцевине финиковой пальмы. Он должен быть прямым, зеленым и свежим. Верхний конец — плотный и целый, а листья должны прилегать к сердцевине. Если лулав раскрыт, как веер — он не годится. Минимальная длина кошерного лулава — 32 см.
Лулав является главным из четырех растений, поэтому вся заповедь называется по нему — «заповедь взятия лулава».

2) Адас — мирт, но не простой. Его листья растут по три, как солдаты в строю, поэтому он называется «тройной адас», и именно такое растение подходит для заповеди. Адас также должен быть свежим, его минимальная длина 24 см. Листья должны быть достаточно длинными, чтобы закрывать стебель. Для исполнения заповеди нужно взять минимум три адаса.

3) Арава (ива) пришла к нам с берегов рек, но подойдет даже та, которая растет у вас во дворе. Верхушка аравы должна быть целой, не обломанной, и так же, как и адас, арава должна быть не менее 24 см в длину. Чтобы исполнить заповедь, необходимо две аравы.

4) И наш последний, особый гость — это этрог — плод, имеющий приятный вкус и запах. Он должен быть целым и не иметь каких-либо повреждений — надрезов, царапин или пятен. Если выступ на верхушке плода (питам) обломан, этрог не годится. Но есть этроги, которые были сорваны с дерева уже без питама — такие плоды кошерны.
Поскольку этрог — вид цитрусовых, его ветку иногда прививают на другое дерево (например, лимон). Такой этрог для заповеди использовать нельзя, нужен только чистый.

Вот мы и познакомились с ними — такими разными, но объединяющимися в особый союз в праздник Суккот. Это объединение символизирует силу сплоченности еврейского народа — каждый из нас силен по отдельности, но вместе наша мощь поднимает нас на особый духовный уровень. Теперь перейдем непосредственно к исполнению заповеди.

Следует взять 5 колечек, сделанных из листьев лулава. Два из них наденьте на сам лулав сверху и снизу, чтобы он не раскрылся, а остальные три — чтобы соединить с ним адасы и аравы. Повернув лулав сердцевиной к себе, сначала расположите три адаса справа, слева и посередине, а затем две аравы слева и справа.

Этрог остается дожидаться утра первого дня праздника, когда он присоединится к остальным видам.

Заповедь исполняют стоя. В дневное время суток, в каждый новый день праздника лулав берут в правую руку, а этрог, повернутый плодоножкой вверх — в левую. Произносят благословение:

Барух Ата Ад-онай, Э-лоэйну Мелех Аолам, ашер кидешану бемицвотав вецивану аль нетилат лулав.

Перевод: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам поднимать лулав.

Когда заповедь взятия лулава исполняют в этом году впервые, добавляют благословение Шеэхеяну:

Барух Ата Ад-онай Э-лоэйну Мелех Аолам шеэхейану векиеману веигийану лазман азе.

Перевод: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.

После того, как произнесли благословения, этрог поворачивают плодоножкой вниз, плотно присоединяют его к нижней части лулава и взмахивают лулавом поочерёдно по три раза в каждую сторону, согласно порядку, приведенному ниже:

  • три раза на юг
  • три раза на север
  • три раза на восток
  • три раза вверх
  • три раза вниз
  • три раза на запад

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com