Поделиться

Псалм третьего дня недели

Каждое утро в конце молитвы «Шахарит» мы непременно читаем определённый псалм. Так постановили наши мудрецы. Естественно, хочется отыскать причину того, почему выбор наших мудрецов пал именно на эти тексты, ведь ничего случайного в наших традициях и постановлениях нет. Почему из ста пятидесяти псалмов выбрали именно те, которые я перечислю?

Итак:
на первый день – выбран 24 псалм,
на втрой день – 48-й,
на третий – 82-й,
на четвёртый – 94-й,
на пятый – 81-й,
на шестой – 93-й
и в Шаббат – 92-й.

Когда-нибудь я постараюсь ответить на этот вопрос, но сегодня, что называется – под настроение – займусь только третим днём.
Напомню, что в третий день Вс-вышний собрал всю воду в одно место и появилась суша. А потом на этой суше Гос-дь произрастил всякую зелень, траву и деревья.

В третий день Творец дважды объявил, что всё в этот день сотворённое – хорошо! Тем самым третий день творения приобрёл некоторую особенность в глазах людей. Кстати, если вам предстоит на неделе какое-то серьёзное дело, лучше всего назначить его именно на этот третий день.

После всего сказанного ожидается, что 82-й псалом своим содержанием подчеркнёт значимость и особенность этого дня. Именно с этим чувством я открываю Книгу псалмов, отыскиваю нужный и представляю его вам:

Псалм Асафа. Б-г стоит (присутствует) в общине Б-жьей, среди судей судит Он. Доколе судить будете неправедно и оказывать предпочтение нечестивым? Сэла! Судите бедного и сироту, угнетенного и нищего судите праведно. Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте. Не знают и не понимают, во тьме ходят, шатаются все основания земли. Сказал я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек, умрете и, как любой сановник, упадете. Встань, Б-же, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Кто этот человек по имени Асаф – никому не ведомо. Может быть, это вовсе не имя человека, и произносится его прозвище — «собиратель»? Ведь глагол лаасоф означает «собирать, добавлять».

Но вернёмся к содержанию. Мы с вами, благодаря этому тексту, попадаем в общество судей в тот самый момент, когда они заняты своей работой. Причём судьи эти из тех, кто вершит неправедный суд, они отдают предпочтение нечестивым, а нищего и сироту преследуют. И от этого шатаются устои земли. То есть, действие этих судей угрожает самому существованию мира.

Вс-вышний обращается к этим судьям, называет их ангелами и сыновьями, призывая к справедливости, но те, видимо, Его не слышат. Уж очень они увлечены своим «важным» нечестивым делом. Мы, читатели, в данном случае сторонние наблюдатели, очень надеемся, что и Творец, незримо находящийся на этом суде, все видит и знает. Он обязательно вмешается в дела нечестивых, и истина в конце концов восторжествует. Потому что Боже-ный суд неизбежен! И все народы – наследие Творца – будут спасены.

Как видите, я своими словами снова пересказал содержание псалма, заодно немного прокомментировав его. И вот теперь зададим озвученный выше вопрос: почему именно этот текст мы читаем в третий день? А если снова обратимся к тому, что произошло в третий день творения, то вопрос обретёт такое звучание: как появление суши и растений связано с судьями и их неправедным судом?

Давайте немного порассуждаем. Суша для человека – это среда его обитания, его главная опора и надежда. Растительный мир предоставляет людям пищу. Не забудем, что человек – существо социальное. И чтобы общество могло благополучно существовать, конечно, необходимы законы и суд, реализующий основы законодательства.

Даже если законы даны человеку свыше, то, как их применяют, полностью находится во власти судей. И если суша и растения, являющиеся для человека опорой, даны нам свыше, и мы нисколько не сомневаемся в их совершенстве, то законы и суд – в руках людей. Что это значит? Только одно: существует опасность того, что законы «приспособят» под свои личные нужды и слабости конкретных людей.

Итак, если прибегнуть к словесному образу, то несправедливый суд можно уподобить проваливающейся под ногами почве или гниющим плодам деревьев. Потому и сказано в псалме о «шатающихся основаниях земли». И ещё важное на мой взгляд замечание! Я полагаю, что дважды произнесённое Вс-вышним слово «ХОРОШО», должно было стать духовной подмогой для всех судей. Вершить праведный суд очень сложно, а поэтому судьи очень нуждаются в ней.

Судьи должны служить на благо людей. Вместе с тем судья – властитель в человеческом мире, и его роль настолько важна, что трудно представить себе что-то значительней. Испытание властью, никто спорить не станет, самое тяжёлое, и сбиться с пути очень просто.

Не потому ли именно в третий день творения, когда Вс-вышний создал основы существования человека, когда Он дважды сказал, что творение прекрасно, мы читаем 82-й псалом Асафа? Мы напоминаем себе, что в тот момент, когда мы начнём примерять на себя мантию судьи, Творец находится рядом. А ещё, быть может, благодаря тексту, мы понимаем, что именно в милосердии Вс-вышнего – основы жизни. А наше милосердие приближает нас к Нему.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com